Основные тенденции развития современного образования

Основные тенденции развития современного образования
Основные тенденции развития современного образования

Современному обществу нужны не только квалифицированные, инициативные и образованные профессионалы, но и развитые личности со сформированной моралью, готовые нести ответственность за свои поступки, делать осознанный выбор. Поскольку научно-технический прогресс не стоит на месте, а доступ к информации всё упрощается, то и система образования должна непрерывно модернизироваться.

Главными тенденциями развития системы образования сегодня являются:

  1. Постоянство: человеку приходится всё время заниматься самообразованием, чтобы не отставать от жизни и её динамично меняющихся требований. Система образования должна предоставлять возможность учиться всю жизнь, углублять и актуализировать свои знания.
  2. Универсальность: образовательный процесс должен формировать у учащегося такой широкий список компетенций, навыков и софт-скиллов, который позволит ему быстро освоить новые направления деятельности, переквалифицироваться при необходимости
  3. Кросс-дисциплинарность: студентам должны быть очевидны связи между различными областями знания, а образование должно основываться на решении конкретных поставленных задач с применением инструментария нескольких дисциплин.
  4. Индивидуальный подход: персональные особенности каждого учащегося должны быть учтены, какие бы формы ни принимало взаимодействие в рамках образования и воспитания.
  5. Прагматическая направленность: ключевым направлением развития системы образования является ее ориентация на актуальные сферы деятельности и текущие задачи. Всё определяется ситуацией на рынке труда, конкуренцией, востребованностью тех или иных профессий.
  6. Открытость: цели образования устанавливаются не только заказом со стороны государства, но и теми потребностями в обучении, которые испытывают обучаемые и их родители, преподаватели — в общем, все, кто вовлечён в образовательный процесс.
  7. Многоэтапность: образовательный процесс состоит из ряда ступеней, и на каждой из них студент должен достигать того уровня развития и подготовки, который ему по силам и к которому он стремится. У всех этих ступеней есть свои особенности, временные рамки и цели.
  8. Стандартизация: развитие системы российского образования должно идти в направлении соответствия единому государственному стандарту (для любых форм обучения). Оценка результата обучения на выходе (оutсоmе еduсаtiоn) тоже унифицирована и подчиняется стандарту.
  9. Разделение: принимает различные формы на практике. Это может быть объединение студентов в группы по успеваемости, классификация учебных заведений (массовые, элитные, для лиц с особенностями и задержками развития), учебных предметов (на обязательные и факультативы), создание индивидуальных учебных планов для некоторых или для всех учащихся (так, чтобы максимально удовлетворять их интересы и профессиональную ориентацию).
  10. Инновационность: развитие системы образования в направлении большего креатива и нестандартных подходов, отказ от жёстких регламентов, фокус на самостоятельной работе студентов, привитие им навыков поиска решений, научного подхода к задачам.
  11. Деятельностный подход: теория обретает смысл лишь тогда, когда делает практическую деятельность более эффективной. Это мотивирует учащихся быть активнее в учёбе, творчестве, познании, работе.
  12. Национализация: образование — один из способов сохранить и развить национальные ценности, будь то народные традиции, культурное наследие, история страны.
  13. Глобализация: национальные системы образования должны тесно взаимодействовать и сотрудничать, чтобы обогащать друг друга знаниями, находить общее, развиваться на основе универсальных принципов.
  14. Гуманитаризация: содержание учебных программ должно успешно осваиваться студентами, о каком бы типе и уровне обучения ни шла речь. Также в это направление развития образования входят изучение иностранного языка и отличное владение родным, чтобы люди любых национальностей и профессий могли свободно общаться и понимать друг друга; грамотность в области экономики и законов; знакомство с историей и культурой своей страны и всего мира.
  15. Этичность: образовательная система должна развивать в педагогах и студентах взаимное уважение, пропагандировать такие ценности, как сохранение и укрепление здоровья, права человека и чувство собственного достоинства, раскрытие человеческого потенциала и талантов.

Главные изменения в построении процесса получения человеком знаний

Основные перемены в развитии системы образования РФ будут происходить в направлении поиска новых форм обучения, а также новых ролей для всех, кто задействован в учебном процессе — учащихся, педагогов и т. д.

Вот самые существенные тренды:

Всеобъемлющая цифровизация

Цифровизация на сегодняшний день является ведущей тенденцией в развитии образования, и она с нами явно надолго. К цифровизации относят не только дистанционное обучение, на которое сейчас активно переходят многие, но и создание специальной онлайн-среды для студентов, а также растущую важность мобильных технологий.

Открытые онлайн-курсы для всех желающих

Это новое направление развития образования тесно связано с предыдущим. При помощи общедоступных онлайн-курсов решаются следующие важные задачи:

  1. Обеспечить доступность актуальных знаний максимальному числу людей.
  2. Придать интерактивность учебному процессу, сделать его как можно более открытым для всех.
Открытые онлайн-курсы для всех желающих
Открытые онлайн-курсы для всех желающих

Онлайн-платформы, предлагающие курсы от самых известных мировых вузов, имеются не только за рубежом, но и в РФ. Если вас интересует образование в таких направлениях, как информационные технологии, дизайн, анализ данных, маркетинг, менеджмент, английский язык, то в сети вы сможете найти актуальные курсы и программы.

Виртуальная и дополненная реальности

Геймификация породила ещё одно направление развития системы образования – использование в учебном процессе VR- и AR-технологий. Они открывают новые возможности для обучающихся, придают увлекательность учёбе и делают знания более объёмными, наглядными. VR-технологии способны расширить границы воспринимаемой реальности, чтобы сблизить теорию с практикой.

В отечественных и зарубежных вузах было поставлено множество экспериментов, подтверждающих эффективность этих технологий.

Самостоятельная работа над проектами

Сегодня каждый может отыскать любую информацию в Интернете чуть ли не за один клик. Однако работодателям нужны от соискателей не теоретическая подкованность в предметной области, а практические умения. Поэтому учебный процесс должен быть перестроен.

Чем дальше, тем более существенную роль играет самостоятельная проектная работа студентов. Они вполне способны сами собрать все нужные сведения и изучить теорию, поэтому преподавателям не приходится всё объяснять с нуля, их обязанность — грамотно организовать работу в группе над общим проектом. Главным становится не зазубривание теории, а решение реальных кейсов, творческий поиск и участие в брейншторминге, самостоятельная проработка знаний.

Преимущества этого подхода очевидны: учащиеся набираются опыта, быстро перенимают критическое мышление, применяют свои знания и навыки на практике (благодаря чему они эффективнее усваиваются), научаются совместно работать и общаться с другими членами команды, мотивировать себя на учёбу.

Работа над проектами намного прогрессивнее и интереснее, чем конспектирование нудных лекций. Это направление развития образования очень перспективно: студенты выходят из стен вуза с качественной подготовкой и высокой мотивацией к работе.

Организация учебного процесса по Agile

Принципы Agile и Scrum-технологии пришли не только в область IT, но и в образование. Они принесли принципиально новые методики и подходы к обучению.

С помощью Scrum и Agile образовательный процесс делят на небольшие фрагменты, эффективно мониторят результаты учёбы, превращают учебную группу в настоящую команду. Agile делает упор на постоянной обратной связи, самостоятельной поддержке высокой мотивации и ответственном отношении к каждой стадии работы над задачей.

В наши дни на принципах Agile и Scrum строится работа в большинстве IT-компаний. Поэтому, освоив их на этапе учёбы, слушатели сразу будут подготовлены к дальнейшей профессиональной деятельности и карьерному продвижению.

Big Data, нейротехнологии

Говоря об основных направлениях развития образования, нельзя обойти вниманием большие данные и нейротехнологии. Они применяются не только в рекламе и маркетинге (хотя, без сомнения, именно там они позволяют компаниям создавать востребованные продукты и эффективно продавать их потребителям), но и в современном учебном процессе.

Например, с помощью Big Data можно обработать массу сведений о том, как ведут себя люди во время прохождения учебных курсов, и найти способы учиться лучше. Big Data делает более действенными адаптивное обучение и другие технологии обучения. С помощью нейротехнологий педагогам удаётся лучше строить учебный процесс, эффективнее удерживать внимание учащихся.

Геймификация

Ещё Шекспир сравнивал жизнь с театром, а людей — с актёрами на подмостках. Сегодня, когда игра заняла особое место в развитии образования, эти слова приобрели новую актуальность. Геймификация дала рождение новому термину edutainment (от англ. education — обучение, entertainment — развлечение).

Геймификация
Геймификация

Технологии геймификации не только помогают интегрировать школьников и учащихся вузов глубже в учебный процесс, но и способствуют развитию творческого подхода, soft skills, без которых в современном бизнесе не прожить, и умения эффективно коммуницировать с другими членами команды.

На этом список нововведений и приоритетных направлений развития образования не исчерпывается. В любом случае, каким бы нестандартным и инновационным ни был учебный процесс, студенты будут продолжать сдавать дипломные, курсовые и контрольные работы. Кое-что со временем не меняется.

Основные тенденции развития современного образования

Автор статьи

Редакция сайта GeekBrains