Отвечает Анастасия Кузнецова, мама из Казани, — она составила список организаций, предоставляющих услуги дистанционной аттестации, и прокомментировала его. Анастасия руководствовалась чёткими критериями, подходящими для родителей, чьи дети учатся дома.
После бурного обсуждения преимуществ и недостатков очной и дистанционной форм аттестации на семейном образовании я решила, что в средней школе мы будем аттестовываться дистанционно. В средней школе, в отличие от начальной, почти каждый предмет ведёт отдельный учитель. Дабы не договариваться с каждым и исходя из принципа «кесарю кесарево», озвученного Дарьей Сомовой, мы и пришли к такому решению.
Когда я выбирала дистанционную платформу для сдачи аттестаций, я столкнулась с неожиданно широким выбором. Однако мне были интересны не все платформы. Я исходила из того, что обучаю ребёнка сама и не хочу платить за дополнительные услуги. Так, я отсеяла школы со вступительным взносом, платформы, предлагающие онлайн-обучение (например, «Интернет-урок»), школы, аттестующие по четвертям, триместрам и полугодиям.
Меня интересовало:
1. Наличие лицензии и государственной аккредитации. Только наличие государственной аккредитации даёт школе право аттестовать.
2. Прямой контакт или через посредника. Если вы хотите выбрать посредника, нужно смотреть отзывы о нём, потому что могут быть случаи обмана. А ведь вы передаёте посреднику важные документы. Посредников с плохими отзывами я не включила в список.
3. Сдача аттестации на камеру или без камеры. Ребёнок может нервничать из-за видеонаблюдения.
4. Возможность вместо тестов написать реферат или предоставить справку из кружка, секции, музыкальной или спортивной школы. Это очень удобно, потому что когда ребёнок пишет тест по изо или по технологии, зачастую вопросы просто обескураживают. Удобнее приготовить презентацию или написать реферат по технологии, музыке, изо, физкультуре.
5. Наличие дистанционной платформы с личным кабинетом.
Я решила составить список организаций, предоставляющих услугу дистанционной аттестации. Существенную помощь в составлении такого списка мне оказали сайты «Альтернативное образование в России» и «Сибмама», а также обсуждение «Дистанционная аттестация» в группе ВКонтакте «Семейное образование. Нижний Новгород».
1. ЧОУ «Частная школа «ЦОДИВ»» (Санкт-Петербург)
Эта платформа интересовала меня в первую очередь, поскольку она наиболее известная, с хорошей репутацией. Большинство моих знакомых сотрудничали именно с ней.
Сайт «ЦОДИВа» (Центра обучения детей и взрослых) очень информативный. У них есть лицензия и государственная аккредитация.
Есть аттестация на семейной форме обучения раз в год, без камеры и аттестация на заочной форме обучения два раза в год, без камеры. Также имеется возможность пересдачи с целью повышения оценки.
Если вы хотите остаться в «ЦОДИВе» в 9 классе, по окончании 8 класса нужно будет сдать экзамены на камеру.
Из плюсов:
• предоставляются демонстрационные материалы для подготовки;
• небольшое количество вопросов в тестах;
• на заочной форме предоставляются учебно-методические материалы, такие как рабочие программы по предметам, рабочие тетради по предметам, видеоматериалы, лабораторные и практические работы и другие, а также консультации учителей в режиме онлайн по всем предметам два раза в год;
• засчитываются справки из кружков и секций.
Я выбрала не эту платформу, потому что после появления у неё аккредитации очень повысились цены.
2. ОАНО СОШ «Пенаты» (Москва)
Очень популярная платформа, очень много посредников, с которыми они работают. Есть лицензия и государственная аккредитация.
По отзывам иногда бывают небольшие задержки с документами, но я с этим не столкнулась. Когда я через посредника выбрала для своего ребёнка эту платформу, мои документы прислали очень быстро.
К этой школе прикрепляют несколько платформ, являющихся посредниками между родителями и школой. Вот только некоторые из них: «Хочу учиться», «Свободное образование», «Сдавай онлайн». Можно связаться со школой и уточнить список партнёров или наличие в этом списке какой-то определённой организации.
Здесь более чем лояльные условия сдачи:
• раз в год;
• без камер;
• бесплатная пересдача;
• лояльное выставление оценок;
• можно много тренироваться;
• засчитываются справки из кружков и студий.
3. Центр подготовки и аттестации «СОнариум»
Центр начал свою деятельность в марте 2021 года, но коллектив имеет многолетний опыт работы. Сотрудничают сразу с четырьмя школами: «Пенаты» (Москва), «Пеликан» (Челябинск), «Источник знаний» (Ростов-на-Дону) и «Земфира» (Махачкала).
Прикрепляют к школам на семейной и заочной форме обучения.
Зачисление в школу — 2 раза в неделю.
Аттестация на собственной платформе без видеокамер, в формате тестирования.
Очень лояльные условия сдачи:
• возможность самостоятельной подготовки, все методические и видеоматериалы размещены в личном кабинете;
• можно сдать промежуточную аттестацию два и более раза в год, без камер и видеозаписей в любое время года;
• все пересдачи бесплатны;
• лояльное выставление оценок;
• засчитываются справки из кружков и секций.
4. ЧПОУ «Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой» (Омск)
Очень приемлемые цены, но это Омск. То есть ждать документы придётся долго, если для вас это существенный фактор. Обычно это важно для тех, кто учится в 9 и 11 классах, потому что насколько быстро они получат документы, настолько спокойнее они будут себя чувствовать. А вот для начальной школы, на мой взгляд, важнее цена, а не где находится школа и сколько будут идти документы, особенно если ребёнок в семье не один.
Есть лицензия и аккредитация. Без камеры. Можно сдавать по четвертям, полугодиям или раз в год. Принимаются справки из кружков и секций.
5. Проект «СдавайОнлайн» (Москва)
Подписывается соглашение о сотрудничестве с адвокатом на сопровождение, то есть у него возникает персональная ответственность. Адвокат оказывает юридическое консультирование и ведёт родителя по вопросам перехода на семейную форму образования, порядка общения со школой и помощи в оформлении документов для прохождения ребёнком промежуточной школьной аттестации за класс.
6. ЦПСО (Центр поддержки семейного образования, Москва)
Центр поддержки семейного образования выступает для школы IT-оператором (не как посредник, а как часть образовательного процесса). Помогают в прикреплении ученика на заочную и семейную формы обучения в аккредитованные школы Москвы и Санкт-Петербурга. Есть возможность получить справку о прохождении аттестации в зарубежной онлайн-школе (Дубай, ОАЭ).
На цифровой платформе ЦПСО размещены материалы в виде онлайн-уроков, учебных пособий, ссылок на полезные и познавательные ресурсы с 1 по 11 классы.
Дистанционная аттестация есть для 1–11 классов, которую можно пройти 1 раз в год. Без камер, даётся две попытки на каждый предмет, на каждую попытку по 6 часов. Тесты соответствуют ФГОС.
Эксперты ЦПСО оказывают поддержку родителям в течение года, проводят обучающие вебинары и прямые эфиры.
7. НОУ СОШ «Наши пенаты» (Москва)
Я сначала не хотела включать их в список, так как там нужно сдавать экзамены, нормативы по физкультуре, ВПР. Но, как выяснилось, у них есть и семейная форма: аттестация по тем же ценам раз в год на дистанционной образовательной платформе в форме контрольных работ, без камер. Приезжать никуда не нужно, ВПР писать не нужно — вас просто оформляют как семейника, а не как заочника.
Есть лицензия и аккредитация.
Имеется возможность аттестации не только на СО, но и на заочном обучении (для москвичей), которая проходит три раза в год, но там нужно сдавать ВПР очно по одному предмету в 4 классе (иногда — нормативы по физкультуре).
8. Онлайн-платформа поддержки семейного образования «СО-аттестация» (Красноярск)
Организатор — Ирина Олехнович, которая оперативно отвечает на все вопросы, что очень важно для семейников. Посредник, прикрепляет к лицею № 7, имеющему лицензию и аккредитацию.
Аттестация раз в год, с камерой (но не по всем предметам с видеонаблюдением). Можно много тренироваться. Принимаются справки из музыкальных и спортивных школ, школ искусств.
Пересдачи не оплачиваются отдельно.
Есть скидка 10 % многодетным семьям на каждого следующего ребёнка, прикрепляемого к платформе, скидка 50% для семей православных священников. Также предоставляется рассрочка платежа.
9. Центр семейного образования «Хочу учиться» (Казань)
Посредник.
10. Онлайн-платформа «Свободное образование» (Москва)
Посредник. Хороший ценник, но начали заниматься аттестацией не так давно.
11. ЧОУ «Средняя школа имени Лобачевского» (Дзержинск)
На дистанционной платформе. Есть лицензия и аккредитация. Без камеры. Справки из кружков не принимают.
12. ЧУОО СШ «Знайка» (Москва)
Есть лицензия и государственная аккредитация. Аттестация раз в год, без камер. Предпочитают работать через «Интернет-урок», поэтому контрольные работы на бумаге нужно будет присылать почтой или сканировать. На сайте нет информации о семейном образовании.
13. Экстерн-офис Алексея Битнера (Новосибирск)
Это известный представитель на рынке аттестационных услуг, но цены у него очень высокие.
Посредник, прикрепляет к аккредитованным школам в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Кемерово.
Для поступающих в 9, 10 и 11 классы есть вступительное онлайн-собеседование.
Сдавать нужно с камерой и по графику, сроки сдачи ограничены. Блочно-модульная система: «выучил — сдал». На сайте есть онлайн-чат с интерактивной доской для учеников. Они могут получать консультации онлайн (что включено в цену).
***
После составления этого списка у меня возникло несколько вопросов, которые я адресовала посредникам из данного перечня. На мой взгляд, подобные вопросы должны возникать у любого родителя, передающего документы собственного ребёнка в чьи-то руки. В них нет компрометирующего умысла — никто не станет пилить сук, на котором сидит. Это только здоровое любопытство мамы, ответственно подходящей к аттестации. К сожалению, не все согласились ответить на мои вопросы — кто-то отказался, кто-то промолчал. Тем же, кто ответил, я выражаю благодарность и озвучиваю их ответы и комментарии.
1. Какой у вас опыт в сфере дистанционной аттестации? Сколько лет вы оказываете эту услугу?
Ирина Олехнович, онлайн-платформа поддержки семейного образования «СО-аттестация»:
У меня пятеро детей, трое из них сейчас школьники. Со старшей дочерью мы сразу стали сдавать аттестации дистанционно, так как у меня не было ресурса ходить в школу и договариваться об аттестациях. Когда до школы доросли другие дети, мы поняли, что нам не потянуть финансово дистанционную аттестацию сразу у троих. Поэтому пришлось заняться организацией своего ресурса, который изначально задумывался для своих детей, детей друзей и учеников Красноярска. В итоге оказалось, что мы можем помогать семьям со всей России.
Разработкой ресурса я занималась три года. Он успешно работает с 2018 года. С 2016 года — опыт дистанционной аттестации с дочерью на другом ресурсе.
Татьяна Морозова, проект «СдавайОнлайн»:
Наш проект «СдавайОнлайн» поддерживает родителей и детей, выбравших семейное образование, с 2019 года. Однако наш опыт уже успешен, мы работаем с детьми по всей России и миру. Наши итоговые справки принимают во всех школах, включая школы при консульствах. На 2020 год мы решили все ситуации, где дети, прошедшие с нами девятый и одиннадцатый классы, сдают ГИА в «своих» школах, все школы зачли наши справки.
Мой личный опыт семейного образования своих детей — с 2014 года. Все мои дети на СО, имели опыт школы, причём тоже успешный.
Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:
Я участвую в организации аттестации и обучения, отвечаю на вопросы детей и взрослых. В этом у меня опыт больше десяти лет.
Катя Чжао, центр семейного образования «Хочу учиться»:
Наша дистанционная площадка существует с 2017 года.
Марат Гайнутдинов, центр подготовки и аттестации «СОнариум»:
Несмотря на то что проект начал работу в марте 2021 года, в сфере дистанционной подготовки и аттестаций на семейной и заочной форме мы не первый год. Поэтому было принято решение создать удобную платформу с возможностью подготовки без выхода из личного кабинета ученика.
2. Какой договор вы заключаете с родителями (законными представителями) детей?
Ирина Олехнович, «СО-аттестация»:
Мы заключили договор о распределении обязанностей с лицеем. Я предоставляю лицею электронное средство для осуществления его уставной деятельности. Лицей заключает с родителем «Договор о промежуточной аттестации обучающегося на семейной форме получения образования». Я заключаю с родителем «Договор возмездного оказания информационно-консультационных услуг (оферта)».
Татьяна Морозова, «СдавайОнлайн»:
Мы как юристы и адвокаты поддерживаем родителей и детей в вопросах открепления от прежних школ, опеки и так далее. Я регулярно консультирую родителей, веду вебинары, пишу статьи по вопросам законодательства в сфере СО, прав родителей и прочем. С родителями/законными представителями мы заключаем «Соглашение на оказание юридической помощи», в котором помимо прочего прописывается факт итоговой справки промежуточной аттестации как обязательное условие «Соглашения». Всё проходит официально, оплата — по реквизитам Коллегии адвокатов.
Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:
У нас договор о репетиционных услугах.
Катя Чжао, «Хочу учиться»:
Мы заключаем договор-оферту.
Марат Гайнутдинов, центр подготовки и аттестации «СОнариум»:
Трёхсторонние договорные взаимоотношения между школой-партнёром, нашим центром и родителем. Непосредственно с родителем — «Договор возмездного оказания информационно-консультационных услуг (оферта)».
3. К каким школам вы прикрепляете?
Ирина Олехнович, «СО-аттестация»:
На данный момент я сотрудничаю с одной красноярской школой — это МАОУ «Лицей № 7 имени Героя Советского Союза Б. К. Чернышева». Лицей выдаёт учебники красноярцам.
Татьяна Морозова, «СдавайОнлайн»:
Прикрепляем к ОАНО СОШ «Пенаты». Мне очень нравится сотрудничать с ними — работают чётко, справки выдают быстро, всегда идут навстречу. Можно сдавать аттестации даже летом, так как школа работает круглый год и выдаёт справки. Пробники ГИА проходят в комфортные сроки, приезжают дети со всего мира.
Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:
Работаю со школами в Петербурге, Нижнем Новгороде и Кемерово. Полный список школ виден на определённом этапе регистрации на сайте.
Катя Чжао, «Хочу учиться»:
Прикрепляем к ОАНО СОШ «Пенаты», скоро школ-партнёров станет больше.
Марат Гайнутдинов, центр подготовки и аттестации «СОнариум»:
Мы сотрудничаем только с аккредитованными школами, имеющими лицензию и госаккредитацию по всей России. Для прохождения аттестации в 2021/2022 учебном году это АНО СОШ «Пеликан» (Челябинск), ОАНО СОШ «Пенаты» (Москва), ЧШ «Источник знаний» (Ростов-на-Дону) и СОШ «Земфира» (Махачкала). На 2022/2023 учебный год планируется партнёрство с новыми школами (Казань и Санкт-Петербург) в рамках ГИА.
4. В какой форме проходит аттестация (тест, контрольная работа и так далее)?
Ирина Олехнович, «СО-аттестация»:
Это зависит от класса. Изо, технология, музыка, физическая культура, ОРКиСЭ, ОБЖ, черчение сдаются в форме презентации/реферата/исследования/проекта. Остальные предметы начальной школы — это тест плюс письменный ответ, в каких-то предметах просто тест. С шестого по одиннадцатый класс предлагается вывести работу на печать, решить и загрузить в экзамен.
В начальной школе аттестация не привязана к учебникам, а построена согласно требованиям ФГОС. В пятых-десятых классах вопросы составлены в рамках рекомендованных учебников. В девятом и одиннадцатом классе работы представлены в формате ОГЭ/ЕГЭ.
Татьяна Морозова, «СдавайОнлайн»:
Итоговые контрольные работы для промежуточной аттестации приходят на электронную почту в виде файлов MS Word. По каждому предмету — одна контрольная. Ограничений по времени выполнения работ нет. Вопросы и задания составлены таким образом, чтобы у ребёнка не возникало недопонимания. Достаточно выбрать или вписать ответ непосредственно в файле Word либо распечатать его, ответить, сфотографировать и прислать нам.
Учебники и темы универсальные, можно выбирать любые, итоговые работы не привязаны к конкретной программе, требования заданий соответствуют требованиям ФГОС.
Смысл контрольных и вопросов в них — направить ребёнка на путь к самообучению, самообразованию, самоорганизации. Ученик понимает: чтобы выполнить это задание, нужно изучить в учебнике/энциклопедии вот эту тему, порешать типовые задания, прочитать и подумать и так далее. Смог пройти — значит, разобрался.
Искренне рекомендуем не перепроверять за ребёнком ответы, чтобы не отбивать у него мотивацию к собственным достижениям, возможность увидеть связь «работа — результат» и «цель — исполнение», стремление улучшить итог и так далее. Нет ничего проще, чем отбить мотивацию и веру в собственные силы, проверяя за ребёнком. Позвольте ему совершать собственные ошибки в безопасном деле. «Особые» случаи можно пересдать. На СО мы не отбиваем мотивацию, а поддерживаем!
Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:
Экзаменационная работа онлайн.
Катя Чжао, «Хочу учиться»:
Аттестация проходит в форме тестов.
Марат Гайнутдинов, центр подготовки и аттестации «СОнариум»:
Дистанционная аттестация в виде тестов, без видеокамер. По изо, музыке, физкультуре, технологии можно предоставить справки из кружков и секций или написать реферат.
5. Кто составляет вопросы тестов/заданий? Откуда привлекаете специалистов?
Ирина Олехнович, «СО-аттестация»:
Все экзаменационные работы предложены учителями лицея. Я вместе со специалистами разрабатываю базу тренировочных вопросов.
Татьяна Морозова, «СдавайОнлайн»:
Составляют вопросы люди, которым я доверяю, которые разбираются в предмете, — это раз. Два — мы принципиально стремились сделать вопросы логичными, понятными и для ребёнка, и для родителя, чтобы не пришлось додумывать, «что имел в виду художник», читая вопрос. Каждый вопрос я стараюсь решать сама, включая алгебру, например, вычитываю ошибки, ляпы. Перепробовали со своими детьми практически все крупные платформы страны, когда были в поиске, и всего насмотрелись — разных вопросов, тестов, фантазий… Пришли в итоге вот к такому формату. Все довольны.
Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:
Вопросы составлены давно и не меняются много лет. Какая разница, кто их автор?
Катя Чжао, «Хочу учиться»:
Составляют преподаватели школ, находим по-разному: через свои каналы, иногда сами преподаватели выходят на нас.
Марат Гайнутдинов, центр подготовки и аттестации «СОнариум»:
Составляют педагоги исходя из учебных планов аттестуемых школ, по ФГОС.
6. Бывали случаи обнаружения ошибок? Как вы с этим работаете? Кто проверяет тесты на пригодность?
Ирина Олехнович, «СО-аттестация»:
Такие случаи были. Тесты заносятся вручную, поэтому на первоначальном этапе встречались ошибки и опечатки. Но они, конечно, исправляются. Спорные вопросы в экзаменах мы всегда разбираем с учителями. Какие-то неоднозначные вопросы даже пришлось заменить.
Татьяна Морозова, «СдавайОнлайн»:
Очень благодарны, если нам присылают «наши описки». Я люблю, чтобы во всём был порядок. За все классы было всего несколько ошибок.
Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:
Ошибки везде бывают, и у меня. Исправляю, как только они обнаруживаются.
Катя Чжао, «Хочу учиться»:
Были такие случаи. Тесты периодически перепроверяются и ошибки исправляются.
Марат Гайнутдинов, центр подготовки и аттестации «СОнариум»:
Крайне редко, но ошибки и опечатки бывают даже в учебниках. Благо в команде есть профессионалы, которые всё приведут в соответствие.
7. Кто проверяет выполненные задания — машина или человек? Если человек, есть ли у него педагогическое образование?
Ирина Олехнович, «СО-аттестация»:
Каждый экзамен проверяет учитель, с которым возможен диалог. Были случаи, что ученик не соглашался с оценкой, приводил аргументы, и оценку повышали.
Татьяна Морозова, «Сдавай онлайн»:
Проверяют люди. Вижу в этом большое преимущество — человек может увидеть в ответе ребёнка логику мышления, понять, где опечатка/описка, а не ошибка. В старшем классе ученик мотивированно доказал свою точку зрения по гуманитарному предмету, и ему засчитали его ответ, причём без громкого слова «апелляция», всё было сделано в один день. В другом ответе оказались возможными два варианта; это опять старший класс. Добавлю, что лично я всегда на связи, иду на контакт. Любой момент, недопонимание, несогласие можно быстро решить. Мы все перешли на СО ради душевного комфорта всё-таки, а не чтобы усложнить себе жизнь пустой суетой.
Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:
Тесты проверяет и машина, и человек. Экзамены — человек.
Катя Чжао, «Хочу учиться»:
Задания проверяют педагоги (с высшим образованием, естественно), каждая работа просматривается индивидуально.
Марат Гайнутдинов, центр подготовки и аттестации «СОнариум»:
Тесты составлены и проверены специалистами, платформа лишь обрабатывает алгоритм и показывает (не)правильные ответы. Работы по изо, музыке, технологии проверяют педагоги.
Источник и оригинал статьи: https://russianclassicalschool.ru/vopros-otvet/item/1174-kakuyu-platformu-vybrat-dlya-distantsionnoj-attestatsii.html
актуально на 2023 год. Если есть дополнения и уточнений — оставьте комментарий: