О профессиональных метапредметных компетенциях современного учителя

О профессиональных метапредметных компетенциях современного учителя

Человечество вступило в эпоху четвертой промышленной революции. Цифровые технологии кардинально меняют все сферы жизни и деятельности человека. Вызовы времени ставят на первое место такие навыки человека как решения комплексных проблем, критическое мышление, креативность. Умение создавать новое или использовать старое в новых условиях, владение навыками эффективных коммуникаций, формирование собственных суждений, владение алгоритмом принятия решений, управление эмоциональным состоянием в сложных и быстро меняющихся условиях, умение противостоять рискам – компетентности, необходимые современному человеку.

Изменения, происходящие в обществе, в экономике, в жизни каждого человека изменили требования к качеству образовательного процесса. Международной комиссией по образованию для XXI века (1996 год, «Образование: скрытое сокровище») были провозглашены четыре базовых принципа, положенных в основу образования – учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать. Это находит отражение в федеральных документах, регламентирующих деятельность системы образования — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Профессиональный стандарт педагога» (2013 г.) и др. Складывается новая образовательная парадигма, в основе которой лежит метапредметный подход. Задачей образования становится реализация одной из важнейших потребностей человека – потребность в самореализации.

В российской школе метапредметный подход получил развитие еще в конце 20 века в научных школах А.В.Хуторского и Ю.В.Громыко, а затем понятия «метапредметная деятельность», «метапредметный результат» появились в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Ю.В.Громыко рассматривает метапредметность как деятельность, обеспечивающую процесс обучения, при изучении любого учебного предмета, как обучение способам работы со знанием.

Системными элементами метапредметного образования Научной школы А.В.Хуторского являются: ·       фундаментальные образовательные объекты – ключевые сущности, отражающих единство мира и концентрирующих в себе реальность познаваемого,

  •         фундаментальные образовательные проблемы, относящиеся к фундаментальным объектам,
  •    метапредметные виды деятельности, относящиеся к познанию, изучению, освоению фундаментальных объектов и проблем,
  •         метапредметные (ключевые) компетенции, являющие собой нормы, требования к подготовке учащихся, которые задают минимальный уровень их знаний, умений, способов деятельности и личный опыт по отношению к фундаментальным объектам и проблемам.

Среди требований ФГОС к результатам освоения учащимися образовательной программы – требования к метапредметным результатам, т.е. формирование у учащихся определенных метапредметных компетенций.

Анализ исследований этой области показывает, что однозначного понимания метапредметных компетенций обучающихся не сформировано. Разные авторы предлагают свои интерпретации этого понятия:

  •         способы деятельности, применимые не только в процессе обучения, но и при решении жизненно-важных проблем, освоенные в рамках одного, двух или всех учебных предметов» (Глоссарий ФГОС);
  •         овладение основными универсальными учебными действиями (регулятивными, коммуникативными, познавательными);  способами деятельности, применяемыми в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех предметов (Гордеева В.И.);
  •         единство основосоздающих знаний, умений, практического опыта,проявляющихся и используемых человеком в интегративной, межпредметной деятельности (Грешилова А.В.);
  •      техники, способы, средства, операции мыслительной деятельности, которые лежат поверх предметов, но используются при работе с любым материалом учебного предмета (Громыко Н.В.);
  •     система универсальных учебных действий, позволяющих учащимся продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи (Колмакова В.И.);
  •        измеряемые способы действия, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельную, субъективную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни и способствующие его самореализации в определенной сфере деятельности (Яровая Е.А.);
  •         владение метапредметными видами деятельности, относящимися к познанию, изучению, освоению фундаментальных объектов и проблем и метапредметные (ключевые) компетенции — нормы, требования к подготовке учащихся, которые задают минимальный уровень их знаний, умений, способов деятельности; личный опыт; социальную востребованность по отношению к фундаментальным образовательным объектам и проблемам (Хуторской А.В.).

Метапредметный подход Научной школы А.В. Хуторского реализуется с начальной школы  в учебных предметах и метапредметах. Для этого разработана соответствующая методика, создана система дистанционной подготовки учителей.

Готов ли современный учитель решать поставленные перед ним задачи по реализации требований к метапредметным результатам? Владеет ли он сам метапредметными компетенциями? Анализ научно-исследовательской литературы показывает, что и в понимании метапредметных компетенций учителя не существует единого мнения. В работах ученых рассматриваются разного рода компетенции – исследовательские, методические, человековедческие, ИКТ-компетенции и др. «Профессиональный стандарт педагога» (2013 г.) представляет их как характеристики обобщенных трудовых функций. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определяет требования к кадровым условиям (ФГОС среднего (полного) общего образования, Гл. IV, п. 22):

«У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения:

  •         обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
  •          осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
  •          разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
  •         выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
  •          организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
  •         реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики,внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно- познавательные задачи;
  •          использование стандартизированных и нестандартизированных работ;
  •          проведение интерпретации результатов достижений обучающихся;
  •         использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием».

То есть, в Федеральном государственном образовательном стандарте профессиональные компетенции педагогического работника, определены как виды деятельности, направленные на выполнение задач в соответствии с заданными требованиями. Но, метапредметный подход актуален по причине разобщенности учебных дисциплин на содержательном и деятельностном уровне и неспособности существующей системы образования создать условия для формирования целостного восприятия мира. Таким образом, выявляются противоречия:

  •         отсутствие четкого понимания профессиональных метапредметных компетенций учителя и необходимость таких компетенций у современного учителя;
  •         потребность в учителе, обладающем метапредметными компетенциями и недостаточный уровень их сформированности у учителя;
  •         необходимость развития метапредметных компетенций учителя и недостаточная разработанность теоретического и технологического обеспечения процесса ее развития;
  •         необходимость в сформированных метапредметных компетенциях учителя и недостаточное осознание учителем такой необходимости.

Наиболее соответствует современной системе предметного обучения метапредметный подход, разработанный научной школой А.В.Хуторского. Основные положения метапредметного подхода:

1. Метапредметные образовательные результаты базируются на метапредметном содержании и метапредметной деятельности учеников.

2. Метапредметное содержание концентрируется вокруг фундаментальных образовательных объектов, которые присутствуют в учебных предметах и являются основой соответствующих

метапредметов (метапредметных тем).

3. Метапредметная деятельность не сводится к общеучебной деятельности. Метапредметная деятельность всегда стоит за предметной. Например, деятельность, которая называется

«наблюдение», является метапредметной по отношению к таким предметным деятельностям, как естественно-научное наблюдение, литературное наблюдение, историческое наблюдение.

4. Метапредметная деятельность опирается на предметную деятельность. Учебные метапредметы и их объекты связаны с учебными предметами, они находятся за ними. Например, математический образовательный объект «функция» и литературный образовательный объект «поступок» могут иметь общий метапредметный объект «зависимость».

5. Диагностике и оценке подлежат два типа метапредметных результатов: а) внешние образовательные результаты (продукты) учеников; их внутренние личностные изменения (ЗУНы, компетентности, способности). Первый тип результатов (внешние продукты, такие как сочинение, изложение, рецензия ученика) способен оценить каждый учитель-предметник с помощью имеющихся у него методических средств. Второй тип результатов – это умения, знания, компетентности, которые ученик проявляет и развивает, создавая свой образовательный продукт. Напрямую проверить личностные новообразования учителю-предметнику сложнее, поскольку это область психологии; у психологов есть способы оценки личностных качеств с помощью тестов, специальных техник.

Таким образом, опираясь на разработки Научной школы А.В.Хуторского, следует предположить необходимость включения в профессиональный стандарт современного учителя метапредметные профессиональные компетенции, которые

а) позволят учителю видеть место своего учебного предмета в метапредметном образовательном пространстве;

   б) позволят ему реализовывать метапредметный компонент образования в своей педагогической деятельности (например, ведя предметы и метапредметы);

      в) будут выступать метапредметными по отношению к педагогическим компетентностям, т.е. философского, доктринального уровня – своего рода метапедагогические компетентности.

Автор статьи: Кончакова Татьяна Юрьевна (источник)