Образовательная среда

Образовательная среда и средства обучения. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе

ГЛАВНОЕ

  • • Образовательная среда — система возможностей, предоставляющая обучающемуся необходимый (избыточный) набор ресурсов (информационных, предметно-пространственных, человеческих, деятельностных) для обучения и личностно-профессионального развития.
  • • Характеристиками образовательной среды профессиональной образовательной организации можно управлять, насыщая ее профессиональным контекстом, повышая степень ее открытости, актуальности, согласованности, позитивной эмоциональности.
  • • Важная составляющая образовательной среды — ИКТ, использование которых позволяет реализовать концепцию «обучение как коммуникация» (в том числе на основе метода телекоммуникационных проектов), привлечь внешние информационные ресурсы, повысить мотивацию обучающихся.

Образовательная среда.

В современных условиях развития профессионального образования меняется представление об обучающей среде. Это не просто образовательная среда (даже если она оптимально построена профессионалами-педагогами), а специально организованное пространство для освоения разных видов и форм человеческой деятельности, где ученик овладевает не только научными знаниями, но и опытом эмоционально-ценностного отношения к миру людей и вещей, опытом общения, взаимодействия. «Ученик познающий» превращается в ученика-деятеля. Естественно, что и в педагогической деятельности происходит смещение акцентов с «непосредственного» воспитания и преподавания на организацию деятельности обучающихся.

Образовательная среда, в широком смысле, определяется как система возможностей, влияний и условий развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении человека.

Педагогически грамотно организованная образовательная среда вызывает у формирующейся личности интерес и желание вступить с ней в активное взаимодействие, что активизирует процесс обучения и воспитания. Но даже наиболее качественно организованная образовательная среда не является гарантией абсолютной эффективности образовательного процесса в образовательной организации, поскольку собственная активность обучающихся в освоении образовательной среды может быть невелика.

Особую роль образовательной среды в образовательном процессе можно понять, исходя из представлений о «жестких» и «мягких» педагогических воздействиях. Требование, убеждение, принудительное вовлечение студентов в «поток специально организуемой деятельности», цикл обязательных для выполнения учебных заданий — все это «жесткие» воздействия, тогда как влияние, которое сама по себе оказывает на студента педагогически управляемая среда, можно считать «мягким».

Создание такой образовательной среды, которая являлась бы условием развития субъектности, личностного роста и творческой самореализации — не всегда простая задача для педагогического коллектива профессиональной образовательной организации. И в этом решении немаловажную роль играет единство позиций педагогов, студентов, администрации профессиональной образовательной организации.

На практике очень часто такого единства не наблюдается. Администраторы более высоко, чем педагоги, оценивают факторы «Внеклассные воспитательные мероприятия» (58% против 27%) и «Социальные практики, социальные проекты, социальные акции, волонтерство» (45% против 17%). В этом отчетливо проявляется особенно свойственный управленцам привычный взгляд на процесс воспитания как на систему специально организованных педагогически значимых событий. Зато преподаватели и студенты более высоко оценивают именно «средовые» факторы: личный пример преподавателей и мастеров, производственную практику, а также информационную среду (СМИ, Интернет).

Взаимодействие человека со средой носит двусторонний характер. Поэтому в образовательной системе должны решаться два ряда принципиально различных «средовых» задач:

  • 1) формирование обучающего и личностно-развивающего потенциала образовательной среды;
  • 2) формирование и развитие готовности обучающихся к использованию этого потенциала.

Центральной педагогической задачей выступает организация специальной системы работы со студентами, нацеленной на формирование их мотивационной и инструментально-деятельностной готовности к использованию потенциала образовательной среды.

Главной специфической характеристикой образовательной среды организации профессионального образования (независимо от типа и уровня) является ее насыщенность профессиональным контекстом. Особенность профессионального контекста на этапе профессионального образования — в том, что он предусматривает параметр будущего, а не только прошлого знания и наличия опыта.

Важнейший элемент профессионального контекста в ПОО составляют разнообразные личностно-деятельностные контакты студентов с профессионалами-специалистами, работающими в реальной сфере, «носителями профессионального контекста», т.е. профессионального опыта и профессиональной культуры.

Образовательная среда СПО — система условий и возможностей для профессионального и личностного развития обучающихся но программам СПО.

Существует понятие локальной среды, подразумевающей условия и факторы развития, связанные с непосредственным окружением человека в той или иной ситуации. В образовательной среде профессиональной образовательной организации множество локальных сред, нередко ограниченных рамками отдельного помещения (учебной аудитории, актового зала, мастерской, учебно-производственного полигона и т.д.), а также отдельного мероприятия (образовательная среда профессионального конкурса, летнего лагеря или др.). Все локальные образовательные среды СПО в той или иной степени взаимодействуют друг с другом, а также с образовательной средой внешней сферы (относительно образовательной организации): другими образовательными организациями, вовлеченными в сетевое взаимодействие; профессиональной средой предприятия работодателя-партнера, группой предприятий территориально-отраслевого кластера; бизнес-средой региона.

Структура образовательной среды любой образовательной организации включает в себя три основных компонента.

  • 1. Физический (пространственно-предметный): архитектура здания и дизайн интерьеров, степень открытости-закрытости конструкций, размер и пространственная структура классных и других помещений, легкость их пространственной трансформации при необходимости (например, при переходе от фронтальных к групповым формам работы и обратно), возможность и широта пространственных перемещений учащихся, обеспеченность классов современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями, раздаточным материалом.
  • 2. Человеческий {социально-контактный): степень скученности обучающихся, персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной образовательной организации, личностные особенности и успеваемость обучающихся, стиль общения, распределение статусов и ролей; половозрастные и национальные особенности всех участников образовательного процесса; правила внутреннего распорядка; корпоративная культура образовательной организации (особенности управленческой культуры, «неписаные законы», традиции, фактически принятые нормы отношения к обучающимся и обучающим, психологическая атмосфера, наличие творческих объединений преподавателей и студентов, инициативных групп); символическое пространство (герб, гимн и т.д.).
  • 3. Дидактический (программно-методический): структура деятельности обучающихся в течение дня, формы организации занятий, стиль преподавания, характер контроля и оценки, преобладание кооперативных или конкурентных форм обучения, содержание программ обучения (их традиционность или современность, консерватизм или гибкость, практико-ориентированность или фундаментальность, жизненность или схоластичность), характер внеаудиторной деятельности обучающихся, степень индивидуализации образовательного процесса.

В современной педагогике (В. А. Ясвин) выделяют четыре типа образовательной среды.

  • 1) догматическая, ориентированная на воспитательный идеал пассивной и зависимой личности (как отмечается, данный тип образовательной среды встречается наиболее часто в истории педагогики разных стран и эпох, включая современный период);
  • 2) безмятежная, ориентированная на идеал относительно независимой, автономной, но при этом пассивной личности, проживающей в условиях максимально возможного комфорта;
  • 3) карьерная, нацеленная на формирование активной и зависимой личности, способной легко адаптироваться к манипулятив- ному характеру социальных отношений в рыночном обществе;
  • 4) творческая, ориентирующаяся на идеал свободной и активной личности и обеспечивающая процесс саморазвития обучающегося.

Суммарным критерием качества развивающей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития. Оценить качество образовательной среды можно путем анализа качества пространственно-предметного компонента этой среды, ее социального компонента и связей между ними. Содержание такого рода связей или, другими словами, педагогическое обеспечение развивающих возможностей среды составляет третий — технологический, или деятельностный, компонент образовательной среды.

В системе многообразных «возможностей», содержащихся в образовательной среде, деятельностный компонент занимает центральное место. Образовательная среда, в общем случае, может быть определена как пространство деятельности субъекта.

В одной образовательной организации могут и должны сосуществовать локальные образовательные среды, имеющие различную модальность. Так, в ПОО может существовать развитая система культурно-досуговой деятельности студентов, среда которой характеризуется как «общекультурная», а в системе дополнительных (платных) образовательных услуг, реализуемых той же организацией, преобладает образовательная среда «субъекто- ориентированного» типа. Однако при этом необходимым условием эффективности образовательной деятельности ПОО выступает доминирование «профессионально-деятельностной» среды, на практике формирующейся в системе социального партнерства данной организации.

Одним из центральных условий эффективности деятельности образовательной организации является приоритетное решение задач построения обучающей (в условиях СПО — профессионально-обучающей) среды. При этом, эффективная профессионально-обучающая среда СПО в значительной степени снимает задачи построения каких-либо особых (локальных) «воспитательных» или «развивающих» сред, поскольку сама по себе позволяет полноценно решать задачи не только обучения, но и воспитания и развития.

%d такие блоггеры, как: