Blog

Какой школе быть? Теплицей или парником?

Уж простите нас за приземленность терминологии.

Но все-таки, проводя аналогии, какой результат обучения/образования детей будет предпочтительней (вопрос — для кого?). Теплица, где созданы все условия для наилучшего результата, Парник — где созданы лишь основные факторы роста, или вообще — грунтовое взращивание, а-ля, дичь?

Ответ для ССССР и РФ очевиден: урожай должен быть побольше и покрепче, и по ГОСТу. Дешево и сердито, парник. Тесно, скучено, минимум затрат. Теплица для избранных, а грунт для остальных.

А какой будет выбор детей?

В заголовке есть игра слов, ведь парник и теплица почти одинаковы, но парник означает еще и париться. А теплица от слова тепло и более психолингвистически приятна.

Есть еще один важный вопрос: Кто должен делать теплицы?

В социально развитом (экономически и технологически) государстве ответ прост — теплицы строит государство. В нищих и слабых государствах выбором образования детей будет парник или грунт.

Как не странно, сейчас в развитых государствах преобладают парники.

А может, теплицы — это удел энтузиастов мичуринцев и макаренковцев? Ведь выращивают арбузы в заполярье, а Ломоноосовых в деревне.

Почему-то мне верится, что народ без всякой господдержки займется теплицами, в которых вырастут невиданные гении-фрукты.

Зарубежные фонды, поддерживающие образование и науку

В продолжение к посту, про российские фонды, поддерживающие образование и науку, мы публикуем ссылки на зарубежные фонды из той же сферы.

Зарубежные фонды, поддерживающие образование и науку

Научный фонд «Антонио Менегетти»

http://meneghetti.ru
Научный фонд «Антонио Менегетти» призван стать посредником между миром бизнеса и науки, поддерживая и осуществляя научную и образовательную деятельность, направленную на развитие гуманистических ценностей, помогая в реализации высших целей тем, кто в силу профессии специализируется на иных видах деятельности.

В рамках Фонда выделяются гранты и стипендии на обучение студентов и молодых специалистов. Фонд занимается проведением конференций, семинаров, организует научные дискуссии, а также поддерживает и инициирует научные исследования, в том числе в области онтопсихологии, разработку перспективных проектов в области образования и практической подготовки молодых специалистов, способствует созданию и поддержке вузов, школ, лицеев, культурных и учебных центров.

Фонд Рокфеллера (The Rockefeller Foundation)

http://www.rockefellerfoundation.org
Грантовая политика фонда направлена на распространение преимуществ глобализации как можно большему числу людей в различных уголках мира.

Фонд Герды Хенкель (The Gerda Henkel Foundation)

http://www.gerda-henkel-stiftung.de
Деятельность фонда направлена на продвижение науки, преимущественно за счет поддержки определенных проектов в области гуманитарного знания. Фонд поддерживает исследования по следующим научным направлениям: археология, история искусств,
история, история права, итория науки.

Оксфордский Российский Фонд

http://oxfordrussia.ru
Миссия Оксфордского Российского Фонда — развитие гуманитарного образования в России, в частности, поддержка студентов-гуманитариев региональных университетов России.

Фонд содействует распространению актуальных образовательных инициатив, перспективных для развития российского образования, и проводит совместные мероприятия российских и британских образовательных центров.

Фонд Александра Гумбольдта (Alexander von Humboldt Stiftung)

http://www.humboldt-foundation.de
Фонд предоставляет возможности высоко квалифицированным исследователям, не проживающим постоянно в Германии, проводить длительные периоды времени для исследования в Германии и поддерживает будущие академические контакты.

Бельгийский национальный фонд содействия научным исследованиям (Belgian National Fund for Scientific Research)

http://www.fwo.be
Фонд стимулирует международное сотрудничество и поддерживает международную мобильность, предоставляя возможность исследователям получить опыт или работу в рамках международных исследовательских групп или приглашая исследователей из-за границы.

Фонд Ромуальдо дель Бьянко (The Romualdo Del Bianco Foundation)

http://www.fondazione-delbianco.org
Главной целью деятельности Фонда является создание международной интеграции. Фонд организует во Флоренции встречи и различные мероприятия международного уровня, на которых молодежь разных стран и различных культур может лучше узнавать друг друга, развивать и укреплять дружбу и сотрудничество, что способствует укреплению дела миру во всем мире.

Фонд Гарри Франка Гуггенхэйма (Harry Frank Guggeheim Foundation)

http://www.hfg.org
Фонд Гарри Франка Гуггенхейма принимает заявки от исследователей естественных, социальных и гуманитарных наук, которые обещают расширение понимания причин, проявлений и контроля насилия, агрессии и жестокости. Наибольшее предпочтение отдается исследованиям, которые расширяют понимание и показывают пути преодоления актуальных проблем жестокости, агрессии и насилия в современном мире.

Фонд Спенсера (The Spencer Foundation)

http://www.spencer.org
Основные цели фонда сосредоточены на связи между образованием и социальными перспективами,  организационном обучение в системе школы и в высших учебных заведениях, преподавании, обучении и образовательных ресурсах.

Японское общество содействия науке (Japan Society for the Promotion of Science)

http://www.jsps.go.jp    
Японское общество содействия науке (JSPS) —  это независимая административная организация, имеет своей целью содействие продвижению науки во всех областях естественного, социального и гуманитарного знания. JSPS играет важную роль в администрировании широкого спектра научных и академических программ.

Российские фонды, поддерживающие образование и науку

Российские фонды, поддерживающие образование и науку, находятся на этой странице.

Российские фонды, поддерживающие образование и науку

Российский гуманитарный научный фонд

http://www.rfh.ru 
Целью и предметом деятельности Фонда является финансовая, в том числе в форме грантов юридическим и физическим лицам, и организационная поддержка научных исследований в области гуманитарных наук, способствующая реализации государственной научно-технической политики, распространению гуманитарных научных знаний в обществе, основанная на принципах предоставления ученым права свободы творчества, выбора направлений и методов проведения исследований.

Для этого Фонд ежегодно проводит несколько десятков конкурсов различных видов по всем основным направлениям гуманитарного знания: истории, археологии, этнографии, экономике, философии, социологии, политологии, правоведению, науковедению, филологии, искусствоведению, психологии, проблемам комплексного изучения человека, психологии и педагогике. 

Российский фонд фундаментальных исследований

www.rfbr.ru 
Основная задача Фонда – это проведение конкурсного отбора лучших научных проектов из числа тех, что представлены Фонду учеными в инициативном порядке, и последующее организационно-финансовое обеспечение поддержанных проектов. Российский фонд фундаментальных исследований поддерживает фундаментальные исследования по следующим основным областям знаний:

  • математике, механике и информатике;
  • физике и астрономии;
  • химии и наукам о материалах;
  • биологии и медицинской науке;
  • наукам о Земле;
  • наукам о человеке и обществе;
  • информационным технологиям и вычислительным системам;
  • фундаментальным основам инженерных наук.

Российский научный фонд

http://rscf.ru
Российский научный фонд создан по инициативе Президента Российской Федерации в целях поддержки фундаментальных и поисковых исследований, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определённой области науки.

Фонд проводит конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов по нескольким направлениям. Такими направлениями, в частности, являются проведение инициативных фундаментальных и поисковых исследований научными коллективами, отдельными научными и научно-педагогическими работниками, развитие научных организаций и образовательных организаций высшего образования, создание в научных организациях и образовательных организациях высшего образования лабораторий и кафедр мирового уровня, развитие экспериментальной базы для проведения научных исследований.

Некоммерческий Международный благотворительный фонд «Научное партнерство»

http://www.spfond.ru
Основные направления деятельности Фонда:

  • организация международного сотрудничества, контактов научных организаций и отдельных ученых;
  • создание информационной инфраструктуры и информационного обеспечения;
  • международный обмен информацией о научных планах и перспективах сотрудничества;
  • организация международных конференций и благотворительная помощь их участникам;
  • поддержка изданий и распространение в СНГ и за рубежом научных работ и монографий;
  • предоставление и помощь в получении грантов научным коллективам и индивидуальным ученым;
  • поддержка и предоставление стипендий одаренным студентам и аспирантам;
  • оказание содействия в выводе на западные рынки разработок и запатентованных открытий отечественных ученых;
  • вручение памятных наград, почетных знаков и дипломов ученым, бизнесменам и общественным деятелям за вклад в образование, науку и развитие научного партнерства.

Фонд Дмитрия Зимина «Династия»

http://www.dynastyfdn.com
«Династия» ведет 20 программ и проектов в области поддержки и популяризации науки, развития образования и просвещения. Среди основных — программы поддержки молодых физиков и математиков, поддержки учителей, поддержки одаренных школьников и подготовки будущих ученых, фестивали популярной науки, публичные лекции ученых с мировых именем и др.

Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева

http://www.lfond.spb.ru
Деятельность Фонда направлена на поддержку образования, культуры и гуманитарной науки. Фонд осуществляет свою деятельность в рамках международных, российских и региональных программ.

Благотворительный фонд «Вольное Дело»

http://volnoe-delo.ru
Программы и проекты в области образования и науки играют ведущую роль в деятельности фонда. Фонд содействует модернизации российской школы, повышению качества и востребованности российского образования и его доступности, создает условия для международного обмена опытом и успешной работы молодых научных кадров, сохраняя и развивая научный и технический потенциал нашей страны.

Фонд поддерживает перспективные фундаментальные и прикладные исследования как молодых, так и уже известных российских ученых и научных коллективов, создавая условия для развития современной науки и сохранения лучших научных кадров России.

Фонд Михаила Прохорова (Благотворительный фонд культурных инициатив)

http://www.prokhorovfund.ru
Главная цель Фонда – системная поддержка культуры российских регионов, их интеграция в общемировое культурное пространство, повышение интеллектуального уровня и творческого потенциала местных сообществ.

В области образования и науки фондом осуществляется:

  • разработка и внедрение инновационных учебных программ и программ дополнительного школьного образования;
  • развитие научно-исследовательских и образовательных программ в форме экспедиций;
  • осуществление научного и научно-практического обмена;
  • подготовка и проведение конференций, семинаров и курсов повышения квалификации;
  • помощь в программном комплектовании библиотек;
  • осуществление музейно-образовательных проектов;
  • поддержка одаренных детей.

Фонд поддержки образования

http://fobr.ru
Фонд поддержки образования создан для реализации следующих целей:

  • поддержка деловых и творческих инициатив, социально-культурных традиций и инноваций в системе образования, реализация социально значимых долгосрочных образовательных проектов;
  • создание экономических предпосылок для развития системы образования Российской Федерации и повышения эффективности ее функционирования;
  • международное сотрудничество в сфере образования, в том числе содействие Болонскому процессу;
  • развитие и укрепление научно-технической и материальной базы учреждений системы образования с целью реализации потенциала наиболее активной и образованной молодежи;
  • активное внедрение в образование современных информационно-коммуникационных технологий для работы с детьми и молодежью и повышения квалификации педагогических кадров в регионах Российской Федерации;
  • поддержка работников сферы образования, студентов и учащихся учебных заведений.

Благотворительный фонд В. Потанина

http://www.fondpotanin.ru
Цель Фонда — поддержка талантливых студентов и преподавателей ведущих государственных и негосударственных вузов России. В рамках этого направления деятельности реализуются следующие долгосрочные стипендиальные и грантовые программы:

  • Стипендиальный конкурс для студентов, обучающихся в магистратуре,
  • Грантовый конкурс для преподавателей магистратуры,
  • Школу фонда для студентов и преподавателей.
  • Стажировка студентов МГИМО
  • Стипендии на обучение в магистратуре ВШМ СПбГУ
  • «Олимпийские стипендии» на обучение в Российском Международном Олимпийском Университете

Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд)

http://www.alferov-fond.ru/
Фонд учрежден 23 февраля 2001 г. лауреатом Нобелевской премии академиком Ж.И.Алфёровым с целью объединения интеллектуальных, финансовых и организационных усилий российских и зарубежных физических и юридических лиц для содействия развитию российской науки и образования.

Основные задачи Фонда:

  • поддержка уникальной отечественной системы школьного и высшего образования (прежде всего, в области естественных наук и физики)
  • поддержка научных исследований молодых российских ученых;
  • учреждение стипендий одаренным школьникам, студентам, аспирантам и грантов молодым ученым;
  • учреждение материальной помощи преподавателям высшей и средней школы, вдовам действительных членов и членов-корреспондентов РАН;
  • оказание благотворительной помощи высшей и средней школе.

Фонд выплачивает гранты и стипендии для поддержки и развития российской науки, системы высшего и среднего образования наиболее талантливым школьникам, студентам, молодым ученым, в том числе стипендию им. Д.Н. Третьякова, присуждаемую за выдающиеся достижения в учебном процессе и успехи в научно-исследовательской деятельности в области технологии полупроводниковых материалов.

Фонд “Русский мир”

http://www.russkiymir.ru
Основными целями Фонда являются популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, и поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом. 
Основными задачами Фонда являются: 

  • поддержка общественных, академических, образовательных организаций, занимающихся проблематикой, связанной с Русским миром, спонсирование их профильных проектов;
  • поддержка российских и зарубежных научных и образовательных центров русистики;
  • формирование благоприятного для России общественного мнения, распространение знаний о нашей стране;
  • взаимодействие с диаспорами, содействие установлению климата межнационального уважения и мира;
  • содействие возвращению эмигрировавших за границу россиян на Родину;
  • создание системы экспертного обеспечения гуманитарного измерения внешней политики России;
  • создание научных, экспертно-политических каналов развития двусторонних отношений с зарубежными странами и международными организациями;
  • продвижение экспорта российских образовательных услуг;
  • развитие международных связей российских регионов;
  • содействие экспертным, научным и образовательным обменам;
  • поддержка русскоязычных средств массовой информации и информационных ресурсов за рубежом;
  • поддержка российских средств массовой информации и информационных ресурсов, ориентированных на реализацию целей и задач Фонда;
  • поддержка ассоциаций выпускников российских/советских вузов; организация взаимодействия с зарубежными выпускниками российских вузов;
  • поддержка русскоязычных сайтов, создаваемых за рубежом;
  • содействие созданию женских, молодежных, детских и русскоязычных структур в различных странах;
  • поддержка усилий по сохранению рукописного наследия России;
  • взаимодействие с Русской Православной Церковью и другими конфессиями в деле продвижения русского языка и российской культуры.

Благотворительный Кауффман-фонд

http://charity-kaufman.ru

Главными направлениями деятельности Фонда является осуществление целевых долгосрочных проектов. Для поддержки Российской науки, образования и культуры. Благотворительный Фонд-Кауффман осуществляет несколько стипендиальных и грантовых программ. Решения о начислении стипендии или выделении гранта принимаются на основе конкурсных отборов.

Гранты выделяются под те проекты, которые наряду с их высокой социальной значимостью соответствуют основным задачам и философии Фонда. Для осуществления намеченных целей будут разработаны различные программы, направленные на поддержку инициативы молодых и талантливых специалистов и развитие сотрудничества между государственными, некоммерческим и коммерческими организациями.

Зло программ

Очевидно, что учебные программы — это зло, перестраховка и лишние затраты.

Как часто мы слышим, выходя на работу после учебы: «- Забудьте все, чему вас учили»?

Я это слышал много раз.

Теперь то я понял, что советское кредо в то, что учиться надо как можно большему, авось, что-нибудь и пригодится — бессмысленная трата .

На мой взгляд, самое разумное, для начинающих учиться предоставить самый необходимый минимум предметов или курсов. И, только лишь посчле первой серьезной практики, — дать обучающимся возможность выбора.

При желании, такой подход можно легко сочетать и с рыночной экономикой и потребностями государства и корпораций в специалистах.

Благотворительность и льготы: изменения, которые были приняты в Налоговый кодекс РФ в 2020 году

08.06.2020 года был принят Федеральный закон РФ №172-ФЗ, который предусматривает факт внесения изменений в действующий Налоговый кодекс РФ.

Кроме налоговых льгот в сфере благотворительности, которые существовали до этого, правительство установило ряд преференций по нескольким видам налогов, в том числе для физических и юридических лиц, которые пострадали от эпидемии COVID-19. Был создан отдельный реестр, в который вошли 24 тыс. некоммерческие организации – им предполагается выделение ряда дополнительных мер по поддержке своего состояния.

Благотворительность: изменения в Налоговом кодексе РФ

Согласно новым изменениям не реализационным расходом принято считать факт бесплатной передачи движимого/недвижимого имущества в пользу некоммерческим организациям. В связи с этим лица, которые оплачивают налог на прибыли, имеют право уменьшить налоговую базу на сумму пожертвований. Максимальный размер ограничений – не более 1% от дохода, который был получен в процессе деятельности.

Обратите внимание! Причина таких изменений имеет политический подтекст.

Государство заинтересовано в том, чтобы привлечь дополнительные ресурсы, а также стимулировать работу благотворительных фондов во время эпидемии COVID-19.

Такой порядок определения налоговой базы является не закономерным и экономически неоправданным – ранее затраты, связанные с благотворительностью, были отнесены к налоговым льготам и не рассчитывались при определении нагрузки. Также они не были связаны с получением дохода от предпринимательской деятельности.

Однако власти основывались на том факте, что данная группа расходов не имеет экономического обоснования, поэтому может не использоваться при расчете вычета.

Налоговые льготы в 2020 году

В 2020 году физические и юридические лица, которые занимаются благотворительностью, могут рассчитывать на получения следующих налоговых льгот:

  1. Налог на прибыль. До 2005 года в 90% случаев благотворители могли не оплачивать налог на прибыль, сегодня же они имеют право выделять финансовую помощь исключительно из той части денег, которая относится к чистому доходу.
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС). Сумма НДС не учитывается при оказании помощи материального характера. Все зависит от частных случаев – например, при осуществлении закупок для предпринимательской деятельности НДС не снимается, а выплачивается юридическим лицом в полном объеме, предусмотренным законом.
  3. НДФЛ. Данный вид вычета доступен для всех физических лиц, которые занимаются благотворительностью в России. По окончанию налогового периода органы налоговой службы принимают пакет документов, на основании которого государство возвращает 13% от тех денег, которые были перечислены в пользу нуждающихся лиц.

Важно! Отдельно стоит сказать о таком процессе, как спонсорство. Данная форма сотрудничества носит возмездный характер, поэтому размер налоговых льгот здесь предусмотрен минимальный. Спонсор не имеет права рассчитывать на вычет по НДС, а также списывать благотворительные деньги, как расходы юридического лица.

Как получить налоговую льготу

Участниками благотворительности считаются три категории лиц.

Благотворители – физические/юридические лица, которые бесплатно и на добровольных началах передают денежные средства в пользу поддержки социальных групп, финансирования благотворительных акций, программ и т.д.

Волонтеры – добровольцы, которые выполняют ряд работ (услуг) в сфере благотворительности в свободное время и на бесплатной основе.

Благополучатели – люди, получающие помощь от благотворителей и волонтеров.

Список документов, который необходимо подать в орган налоговой службы, меняется в зависимости от ситуации, а также от субъекта, который эти документы подает.

В обязательном порядке он должен включать декларацию за налоговый период (например, год), справку о полученных доходах по форме 2-НДФЛ, а также документы, которые подтверждают факт благотворительности (договора по оказанию услуг, справки, чеки, выписки из банков). Главная цель здесь – доказать, что деньги (товары, услуги, работы) были переданы/совершены на добровольной и безвозмездной основе. Налоговый вычет можно оформить за три года, которые предшествовали отчетному году.

Важно! Перечисление денежных средств на благотворительность может происходить в нескольких вариантах: через бухгалтерию (по месту работы лица), путем списания денег со счета в банке (или наличными через кассу).

Через компанию

Работодатель может списывать деньги на благотворительность с общей суммы доходов работника только после подписания его соглашения в письменном виде. Форма соглашения законодательно не установлено, оно составляется в свободной форме.

В заявлении следует указать сумму и форму пожертвования, периодичность производимых выплат, реквизиты благотворительного фонда и т.д. В качестве подтверждающих документов выступают платежные поручения от банка.

Через банк

При перечислении денег на благотворительность через банковский счет, факт операции должен быть подтвержден путем предъявления выписки о перечислении таких средств. Вместо выписки можно предъявить квитанцию к приходному ордеру. При заполнении документа ПД-4 необходимо указать назначение платежа.

Опыт зарубежных стран

Несколько слов стоит сказать и об опыте развитых зарубежных стран в сфере благотворительности. К примеру, в Европе (Германия, Великобритания, Франция) пожертвования в пользу благотворительных фондов, принимают к вычету при определении сумм налога на прибыль. Обычно такой вычет составляет от 10% до 25%.

Популярной формой льгот является налоговый кредит, но он используется намного реже, чем налоговый вычет. Например, на территории Франции законодательно установлено снижение налога на доход донора на 50% от сумм, потраченных на благотворительность. В Испании сумма пожертвования может достигать 10%, не более. В Великобритании взносы могут быть применены к вычету без ограничений.

Воспитание патриотизма и свободные школы

Неосвящённая тема

Странно, но эта тема совершенно игнорируется. Ни одна российская свободная школа не обмолвилась о том, где они и где патриотизм.

Только Бирюзовая школа рассказала, что в период виртуального посещения России (в Бирюзовой школе ребята сами выбирают что изучать, и сложилось так, что они выбрали неделю-другую изучать какую-нибудь из стран, так сказать виртуальное погружение в культуру, историю) наставники обратились к теме России и патриотизма в ракурсе подготовки школьников к ежегодной аттестации первоклассников по предмету «Окружающий мир» раздел «Моя Родина». По их мнению госпрограмма по ФГОС совершенно примитивна, и поэтому наставники вынуждекны быди больше обратиться в историю России. Потому что большинство первоклассников абсолютно ничего не знали о ВОВ (Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г.), о ВОР (Великой октябрьской революции 1917г.). Более того многие не знали официального названия своей страны, не знали государственных символов (герб, флаг, гимн).

Дети, ознакомившись с символами страны сказали: Wow!!!» — и это радует. Еще больший восторг у детей вызвало обсуждение у карты, просмотр фильмов про природу, про достижения.

Все эти обсуждения Родины были не программными, а стихийными.

Совет Харари: пять вещей, которым стоит научить ваших детей. И речь не о программировании


Мы живем в очень неопределенном мире. В настолько неопределенном, что не понятно, к чему готовиться самим и, главное, к чему и как готовить наших детей. Чему, в конце концов, их учить? У Харари есть ответ на этот вопрос. Не самый, кстати, очевидный. Он не вспоминает о математике или С++, не утверждает, что без совершенного владения китайским дальше никак. У него другие рецепты.

Уметь учиться

Самое главное, чем мы можем помочь нашим детям, по мнению Харари, – это научить их… учиться. С незапамятных времен, пишет он в своей книге, жизнь была поделена на две части: период обучения, за которым следовал период работы. В первой части вы аккумулировали информацию и развивали навыки, во второй части вы их использовали.

Забудьте. Этому раскладу пришел конец. «Мы понятия не имеем, чему нам придется выучиться через 20 лет. Что мы знаем наверняка, так это то, что нам придется изучать новое», – говорит Харари. Потому лучшее, что мы можем сделать, – это подготовить детей к постоянному обновлению знаний и навыков.

Держать удар

Еще один важнейший навык – умение проигрывать и выдерживать собственное поражение. «Современная образовательная система слишком много внимания уделяет успехам. Но совершенно не учит людей держать удар. А это важно, потому что, как я уже сказал, с учетом изменений в экономике многим придется заново учиться. Они будут вынуждены принять, что то, что они знали 20 лет назад, уже не представляет ценности. Так что им придется столкнуться с неудачами и не сдаться, а продолжать работать».

Бороться со стрессом

Развитие технологий и искусственного интеллекта грозит тотальной слежкой и вызывает у Харари тревогу. Он считает, что стоит подготовить своих детей к тому, что им будет трудно, и научить их бороться со стрессом. «Уровень стресса и без того очень высокий, а будет еще выше. Из-за постоянных изменений и тотальной слежки. Все, что вы делаете, “уходит” в систему. И вы будете испытывать тревогу из-за того, что они вас мониторят, превращая всю вашу жизнь в одно большое собеседование», – говорит он.

«К 2050 году класс “бесполезных” людей разрастется не просто из-за недостатка рабочих мест или соответствующего образования, но и ввиду отсутствия ментальной выносливости», – пишет он.

Как именно можно бороться со стрессом? Сам Харари предпочитает медитацию. «Ну, это не универсальный совет, это работает для меня. Если для вас работает спорт, отправляйтесь на пробежку».

Быть гибкими

Неизвестность – новый хит XXI века. «Как себя вести, попадая в непривычную ситуацию? Как действовать, если тебя буквально затопило огромным количеством информации и нет никакой возможности ее осознать и проанализировать? Как жить в мире, где неопределенность – это не баг, а фича?» – спрашивает он в своей книге.

Для того чтобы быть успешными в подобных условиях и выдержать конкуренцию в XXI веке, детям (да и нам тоже) понадобится еще два умения: гибкий ум и развитый эмоциональный интеллект. «Вам постоянно придется находить себя заново, перестраиваться под нужды рынка труда, который будет все более переменчив. Потому крайне важно развить в себе гибкость ума и эмоциональный интеллект», – рассказал он во время пресс-конференции.

«Неопределенность – это не баг, а фича».

Юваль Харари

«Четыре С»

Школам неплохо бы немного «прикрутить» развитие технических навыков и сделать акцент на развитии «жизненных» умений, пишет Харари в своей новой книге: «Многие эксперты в сфере педагогики отстаивают точку зрения, что школы должны переключиться на обучение детей “четырем С”: критическому мышлению, общению, сотрудничеству и творчеству». Critical thinking, communication, collaboration, creativity – вот, собственно, те самые «четыре С».

  • Critical thinking, (критическое мышление)
  • Communication, (коммуникация)
  • Collaboration, (сотрудничество)
  • Creativity (творчество)

Юваль Ной Харари. Как воспитывать современного ребенка, чтобы он был готов к вызовам будущего

Израильский историк Юваль Ной Харари считается одним из самых популярных мыслителей современности. Его книги «Sapiens. Краткая история человечества» и «Homo Deus. Краткая история будущего» стали мировыми бестселлерами, их перевели на десятки языков. Первая посвящена истории человечества, вторая — образу его отдаленного будущего. Теперь вышла третья книга — «21 урок для XXI века», в которой Харари размышляет о сегодняшней реальности. Одна из глав посвящена тому, как надо воспитывать родившегося в 2019 году ребенка, чтобы он был готов к грядущим вызовам. «Медуза» вместе с издательством «Синдбад» пересказывает главные тезисы Харари.

Тренировать память на самом деле не нужно

Когда-то, пишет Харари, запоминать информацию действительно было необходимо. Еще 200 лет назад большинство жителей планеты могло в лучшем случае довольствоваться скудными данными из частных библиотек. Сегодня даже в удаленных районах Земли есть смартфоны с мобильным интернетом, а чтобы прочитать одну только «Википедию», не хватит и двух жизней. Информации слишком много, и нет необходимости хранить ее в голове. По мнению Харари, гораздо важнее «уметь понимать информацию, отличать важное от несущественного, а главное — соединять разрозненные фрагменты информации в целостную картину мира».

Учиться программировать — тоже необязательно

Многим кажется, что знание программирования и иностранных языков — это то, что будет востребовано всегда. На самом деле, считает Харари, к 2050 году — когда родившимся в нынешнем году людям будет около 30 лет — необходимость в подобных навыках, вполне вероятно, пропадет. Программировать и переводить с языка на язык будет искусственный интеллект, а нам, чтобы заговорить на хорошем мандаринском, достаточно будет только запустить приложение. По мнению Харари, вместо технических умений будут востребованы жизненные навыки, в первую очередь «способность приспосабливаться к переменам, учиться новому и сохранять хладнокровие в незнакомых ситуациях». Как пишет историк, «чтобы идти в ногу с миром образца 2050 года, потребуется не просто предлагать новые идеи и продукты — нужно будет прежде всего постоянно обновлять самих себя».

Важно уметь каждые 10 лет начинать карьеру с нуля

Через 30 лет непредсказуемость мира радикально возрастет, предсказывает Харари. Например, развитие искусственного интеллекта и масштабное внедрение машинного обучения будут каждые 10 лет до неузнаваемости менять рынок труда. Скажем, новые технологии в сфере дронов оставят пилота без работы, но он переучится и отправится работать на место, созданное появлением дронов, в команду операторов беспилотника. Но вскоре и эта позиция будет автоматизирована, и ему, вполне возможно, придется искать вакансию в абсолютно новой области. Поскольку средняя продолжительность жизни увеличится, начинать с нуля свою третью карьеру в 50 лет станет нормой жизни.

Вообще стоит настроиться на постоянную нестабильность

Жизнь поколения людей, рожденных около 2019 года, будет куда более напряженной, чем наша. Во-первых, нужно будет постоянно перепридумывать себя и искать новую идентичность, чтобы не остаться на обочине экономических и социальных процессов. Это касается не только профессии, но и политических взглядов, эстетики и даже гендера. Во-вторых, в 50 лет человек все еще будет считаться молодым. Многим в этом возрасте по биологической привычке уже будет хотеться размеренности и стабильности в жизни, но позволить их себе будет нельзя. Результатом постоянно меняющейся действительности станет сильнейший стресс, который с возрастом будет переносить все труднее.

Слушать взрослых — плохой совет

Раньше слушать старших и полагаться на их опыт было сравнительно безопасно, пишет Харари. Мир был предсказуем: в Китае образца 1019 года не все знали, какая династия будет править через 30 лет, но в том, что девочкам важно стать послушными женами, а мальчикам из аристократических семей — воинами и каллиграфами, сомнений не было. Теперь это не так. Мир меняется слишком быстро, и знания старших теряют свою актуальность еще до того, как начнет подрастать следующее поколение. Взрослые не хотят причинять зла детям, пишет Харари, но в XXI веке они, с большей вероятностью, передают устаревшие знания и опыт.

К себе прислушиваться тоже не стоит

Следующее поколение не должно верить даже внутреннему голосу. По мнению Харари, уже сейчас маркетологам стало гораздо проще манипулировать нашим сознанием — с помощью технологий. А к 2050 году отличить собственные установки от навязанных извне будет крайне проблематично. Поэтому важно учить детей критическому мышлению. Причем чем раньше, тем лучше. «Если же вы хотите сохранить хотя бы частичный контроль над своей жизнью и будущим мира, вы должны бежать быстрее алгоритмов, быстрее Amazon и государства и познать себя раньше, чем это сделают они. Поэтому не берите с собой лишнего багажа», — пишет Харари.

Главное — оригинальность

Через 30 лет, по мнению Харари, оригинальность станет новой нормой, а гибкость мышления — ключевым навыком. При этом любой опыт перестанет быть ценным и релевантным — из-за скорости прогресса, которая станет невероятно высокой. Придется быть полностью готовым отказаться от всего набора знаний и навыков и тут же начать создавать новый (а вскоре выбросить и его). Значение будет иметь только способность творчески мыслить в абсолютно незнакомой ситуации. Тут у Харари нет ответа на вопрос, как быть. «Невозможно научиться гибкости мышления, читая книгу или слушая лекцию. Учителям не хватает гибкости, необходимой в XXI веке, потому что они сами вышли из старой системы образования», — пишет историк.

Книга Юваля Харари «21 урок для XXI века» вышла на русском языке в издательстве «Синдбад», которое также выпустило предыдущие работы историка. Ищите издание на полках книжных магазинов, заказывайте в «Лабиринте» и «Озоне», скачивайте электронную версию на сайте «ЛитРес».

Don’t Stay In School

Что изучают в школах? А надо ли?
Клип от Boyinaband с важными вопросами
Читайте субтитры
#dontstayinschool

#dontstayinschool