Blog

Воспитание патриотизма и свободные школы

Неосвящённая тема

Странно, но эта тема совершенно игнорируется. Ни одна российская свободная школа не обмолвилась о том, где они и где патриотизм.

Только Бирюзовая школа рассказала, что в период виртуального посещения России (в Бирюзовой школе ребята сами выбирают что изучать, и сложилось так, что они выбрали неделю-другую изучать какую-нибудь из стран, так сказать виртуальное погружение в культуру, историю) наставники обратились к теме России и патриотизма в ракурсе подготовки школьников к ежегодной аттестации первоклассников по предмету «Окружающий мир» раздел «Моя Родина». По их мнению госпрограмма по ФГОС совершенно примитивна, и поэтому наставники вынуждекны быди больше обратиться в историю России. Потому что большинство первоклассников абсолютно ничего не знали о ВОВ (Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г.), о ВОР (Великой октябрьской революции 1917г.). Более того многие не знали официального названия своей страны, не знали государственных символов (герб, флаг, гимн).

Дети, ознакомившись с символами страны сказали: Wow!!!» — и это радует. Еще больший восторг у детей вызвало обсуждение у карты, просмотр фильмов про природу, про достижения.

Все эти обсуждения Родины были не программными, а стихийными.

Совет Харари: пять вещей, которым стоит научить ваших детей. И речь не о программировании


Мы живем в очень неопределенном мире. В настолько неопределенном, что не понятно, к чему готовиться самим и, главное, к чему и как готовить наших детей. Чему, в конце концов, их учить? У Харари есть ответ на этот вопрос. Не самый, кстати, очевидный. Он не вспоминает о математике или С++, не утверждает, что без совершенного владения китайским дальше никак. У него другие рецепты.

Уметь учиться

Самое главное, чем мы можем помочь нашим детям, по мнению Харари, – это научить их… учиться. С незапамятных времен, пишет он в своей книге, жизнь была поделена на две части: период обучения, за которым следовал период работы. В первой части вы аккумулировали информацию и развивали навыки, во второй части вы их использовали.

Забудьте. Этому раскладу пришел конец. «Мы понятия не имеем, чему нам придется выучиться через 20 лет. Что мы знаем наверняка, так это то, что нам придется изучать новое», – говорит Харари. Потому лучшее, что мы можем сделать, – это подготовить детей к постоянному обновлению знаний и навыков.

Держать удар

Еще один важнейший навык – умение проигрывать и выдерживать собственное поражение. «Современная образовательная система слишком много внимания уделяет успехам. Но совершенно не учит людей держать удар. А это важно, потому что, как я уже сказал, с учетом изменений в экономике многим придется заново учиться. Они будут вынуждены принять, что то, что они знали 20 лет назад, уже не представляет ценности. Так что им придется столкнуться с неудачами и не сдаться, а продолжать работать».

Бороться со стрессом

Развитие технологий и искусственного интеллекта грозит тотальной слежкой и вызывает у Харари тревогу. Он считает, что стоит подготовить своих детей к тому, что им будет трудно, и научить их бороться со стрессом. «Уровень стресса и без того очень высокий, а будет еще выше. Из-за постоянных изменений и тотальной слежки. Все, что вы делаете, “уходит” в систему. И вы будете испытывать тревогу из-за того, что они вас мониторят, превращая всю вашу жизнь в одно большое собеседование», – говорит он.

«К 2050 году класс “бесполезных” людей разрастется не просто из-за недостатка рабочих мест или соответствующего образования, но и ввиду отсутствия ментальной выносливости», – пишет он.

Как именно можно бороться со стрессом? Сам Харари предпочитает медитацию. «Ну, это не универсальный совет, это работает для меня. Если для вас работает спорт, отправляйтесь на пробежку».

Быть гибкими

Неизвестность – новый хит XXI века. «Как себя вести, попадая в непривычную ситуацию? Как действовать, если тебя буквально затопило огромным количеством информации и нет никакой возможности ее осознать и проанализировать? Как жить в мире, где неопределенность – это не баг, а фича?» – спрашивает он в своей книге.

Для того чтобы быть успешными в подобных условиях и выдержать конкуренцию в XXI веке, детям (да и нам тоже) понадобится еще два умения: гибкий ум и развитый эмоциональный интеллект. «Вам постоянно придется находить себя заново, перестраиваться под нужды рынка труда, который будет все более переменчив. Потому крайне важно развить в себе гибкость ума и эмоциональный интеллект», – рассказал он во время пресс-конференции.

«Неопределенность – это не баг, а фича».

Юваль Харари

«Четыре С»

Школам неплохо бы немного «прикрутить» развитие технических навыков и сделать акцент на развитии «жизненных» умений, пишет Харари в своей новой книге: «Многие эксперты в сфере педагогики отстаивают точку зрения, что школы должны переключиться на обучение детей “четырем С”: критическому мышлению, общению, сотрудничеству и творчеству». Critical thinking, communication, collaboration, creativity – вот, собственно, те самые «четыре С».

  • Critical thinking, (критическое мышление)
  • Communication, (коммуникация)
  • Collaboration, (сотрудничество)
  • Creativity (творчество)

Юваль Ной Харари. Как воспитывать современного ребенка, чтобы он был готов к вызовам будущего

Израильский историк Юваль Ной Харари считается одним из самых популярных мыслителей современности. Его книги «Sapiens. Краткая история человечества» и «Homo Deus. Краткая история будущего» стали мировыми бестселлерами, их перевели на десятки языков. Первая посвящена истории человечества, вторая — образу его отдаленного будущего. Теперь вышла третья книга — «21 урок для XXI века», в которой Харари размышляет о сегодняшней реальности. Одна из глав посвящена тому, как надо воспитывать родившегося в 2019 году ребенка, чтобы он был готов к грядущим вызовам. «Медуза» вместе с издательством «Синдбад» пересказывает главные тезисы Харари.

Тренировать память на самом деле не нужно

Когда-то, пишет Харари, запоминать информацию действительно было необходимо. Еще 200 лет назад большинство жителей планеты могло в лучшем случае довольствоваться скудными данными из частных библиотек. Сегодня даже в удаленных районах Земли есть смартфоны с мобильным интернетом, а чтобы прочитать одну только «Википедию», не хватит и двух жизней. Информации слишком много, и нет необходимости хранить ее в голове. По мнению Харари, гораздо важнее «уметь понимать информацию, отличать важное от несущественного, а главное — соединять разрозненные фрагменты информации в целостную картину мира».

Учиться программировать — тоже необязательно

Многим кажется, что знание программирования и иностранных языков — это то, что будет востребовано всегда. На самом деле, считает Харари, к 2050 году — когда родившимся в нынешнем году людям будет около 30 лет — необходимость в подобных навыках, вполне вероятно, пропадет. Программировать и переводить с языка на язык будет искусственный интеллект, а нам, чтобы заговорить на хорошем мандаринском, достаточно будет только запустить приложение. По мнению Харари, вместо технических умений будут востребованы жизненные навыки, в первую очередь «способность приспосабливаться к переменам, учиться новому и сохранять хладнокровие в незнакомых ситуациях». Как пишет историк, «чтобы идти в ногу с миром образца 2050 года, потребуется не просто предлагать новые идеи и продукты — нужно будет прежде всего постоянно обновлять самих себя».

Важно уметь каждые 10 лет начинать карьеру с нуля

Через 30 лет непредсказуемость мира радикально возрастет, предсказывает Харари. Например, развитие искусственного интеллекта и масштабное внедрение машинного обучения будут каждые 10 лет до неузнаваемости менять рынок труда. Скажем, новые технологии в сфере дронов оставят пилота без работы, но он переучится и отправится работать на место, созданное появлением дронов, в команду операторов беспилотника. Но вскоре и эта позиция будет автоматизирована, и ему, вполне возможно, придется искать вакансию в абсолютно новой области. Поскольку средняя продолжительность жизни увеличится, начинать с нуля свою третью карьеру в 50 лет станет нормой жизни.

Вообще стоит настроиться на постоянную нестабильность

Жизнь поколения людей, рожденных около 2019 года, будет куда более напряженной, чем наша. Во-первых, нужно будет постоянно перепридумывать себя и искать новую идентичность, чтобы не остаться на обочине экономических и социальных процессов. Это касается не только профессии, но и политических взглядов, эстетики и даже гендера. Во-вторых, в 50 лет человек все еще будет считаться молодым. Многим в этом возрасте по биологической привычке уже будет хотеться размеренности и стабильности в жизни, но позволить их себе будет нельзя. Результатом постоянно меняющейся действительности станет сильнейший стресс, который с возрастом будет переносить все труднее.

Слушать взрослых — плохой совет

Раньше слушать старших и полагаться на их опыт было сравнительно безопасно, пишет Харари. Мир был предсказуем: в Китае образца 1019 года не все знали, какая династия будет править через 30 лет, но в том, что девочкам важно стать послушными женами, а мальчикам из аристократических семей — воинами и каллиграфами, сомнений не было. Теперь это не так. Мир меняется слишком быстро, и знания старших теряют свою актуальность еще до того, как начнет подрастать следующее поколение. Взрослые не хотят причинять зла детям, пишет Харари, но в XXI веке они, с большей вероятностью, передают устаревшие знания и опыт.

К себе прислушиваться тоже не стоит

Следующее поколение не должно верить даже внутреннему голосу. По мнению Харари, уже сейчас маркетологам стало гораздо проще манипулировать нашим сознанием — с помощью технологий. А к 2050 году отличить собственные установки от навязанных извне будет крайне проблематично. Поэтому важно учить детей критическому мышлению. Причем чем раньше, тем лучше. «Если же вы хотите сохранить хотя бы частичный контроль над своей жизнью и будущим мира, вы должны бежать быстрее алгоритмов, быстрее Amazon и государства и познать себя раньше, чем это сделают они. Поэтому не берите с собой лишнего багажа», — пишет Харари.

Главное — оригинальность

Через 30 лет, по мнению Харари, оригинальность станет новой нормой, а гибкость мышления — ключевым навыком. При этом любой опыт перестанет быть ценным и релевантным — из-за скорости прогресса, которая станет невероятно высокой. Придется быть полностью готовым отказаться от всего набора знаний и навыков и тут же начать создавать новый (а вскоре выбросить и его). Значение будет иметь только способность творчески мыслить в абсолютно незнакомой ситуации. Тут у Харари нет ответа на вопрос, как быть. «Невозможно научиться гибкости мышления, читая книгу или слушая лекцию. Учителям не хватает гибкости, необходимой в XXI веке, потому что они сами вышли из старой системы образования», — пишет историк.

Книга Юваля Харари «21 урок для XXI века» вышла на русском языке в издательстве «Синдбад», которое также выпустило предыдущие работы историка. Ищите издание на полках книжных магазинов, заказывайте в «Лабиринте» и «Озоне», скачивайте электронную версию на сайте «ЛитРес».

Don’t Stay In School

Что изучают в школах? А надо ли?
Клип от Boyinaband с важными вопросами
Читайте субтитры
#dontstayinschool

#dontstayinschool

Образование VS Бизнес

Арам Пахчанян — Вице-президент группы компаний ABBYY и руководитель частной школы «Айб

Почему одни частные школы процветают, а другие закрываются уже через год? В чем секрет успешной бизнес-модели? Нужны ли академические знания? Можно ли считать цифровизацию злом для образования? –

Об этом рассказал Арам Пахчанян — Вице-президент группы компаний ABBYY и руководитель частной школы «Айб» в Ереване, одной из лучших в Армении.

Образование VS Бизнес
Арам Пахчанян

Арам, давайте поговорим о деньгах) Открыть свою семейную школу, тем более без получения лицензии, в России достаточно просто. Сложнее – не обанкротиться в первый год существования. Разумеется, основатели школ консультируются предварительно с юристами и финансистами. На ваш взгляд, какие наиболее частые системные ошибки приводят к закрытию школ и какие модели наиболее работающие?

Мое глубокое убеждение состоит в том, что на образовании нельзя делать деньги. Ну это и неразумно: в конце концов, вы боретесь с конкурентом, услуги которого бесплатны, а это – плохая идея. Конечно, вы можете привлечь к себе какую-то группу людей, которых не устраивает уровень бесплатного образования, но что вы дальше с этой группой делать будете, и почему их не устроил этот самый уровень – это самый главный вопрос.С моей точки зрения, негосударственная школа, будь она семейная или любая другая, может выжить только тогда, когда в ее основе лежит сильная идея. Отрицание – это слабая идея. «Не хотим в государственную школу, она плохая», «эти педагоги ничего не смылят в педагогике, они не знают наших детей так, как мы, поэтому мы сами лучше справимся», «не хочу, чтобы из моего ребенка сделали робота» – это типичные причины, почему люди кидаются создавать семейную школу.

Правда, идеи типа «мы сделаем школу Монтессори, это самая лучшая педагогика», или «мы сделаем как у финнов», либо «уговорим Владимира Петровича стать руководителем, он – самый лучший педагог» ничем не лучше. Школа – это очень сложный организм, педагогика отличается от воспитания собственных детей, ваше восприятие образования отличается от образования примерно так же, как отличается просмотр фильма в кино от съемки этого самого фильма.Это не значит, что нельзя заниматься созданием своей школы. Можно, но надо очень хорошо понимать, на что ты идешь. Этим не получится заниматься по ходу, совмещая со всем остальным. Современное образование требует погружения. Если вы хотите сделать что-то лучшее, чем соседняя школа, придется приложить множество усилий множества людей. Относительно легко не повторять их ошибок, но трудно не наделать своих, ничуть не менее опасных.

Большинство семейных школ, о которых я знаю, либо стали хорошими частными школами, либо канули в небытие.Но самое главное – это все-таки идея. Идея, которая вам не дает спать. Эта идея не должна кончаться в тот момент времени, когда ваши дети закончат школу. Вы должны быть убеждены, что будете заниматься ею, даже если ваш же педсовет решит, что вашим детям лучше учиться в другой школе. Делать школу только для своих детей – опасное дело, потому что идея не очень сильная. Вы не будете в нее вкладываться по-настоящему, понимая, что она временная и вы в ней – временщик.Сейчас лучшее время для того, чтобы объединяться вокруг идей и создавать школы, которые их реализуют, потому что традиционная школа умирает.

Если частная школа привлекает спонсоров (как, например, в модели вашей школы), как сделать так, чтобы образовательная модель, по которой идет школа, устраивала всех инвесторов?

Вы же их привлекаете своими идеями. Соответственно, с вами останутся те, кто рад этим идеям. Слово «устраивает» – не очень хорошее. Идея должна зажечь людей, они должны спать и видеть реализацию вашей школы, иначе они ничего не дадут, либо дадут, чтобы вас использовать в своих целях.Со спонсорами надо много работать. Их надо вовлекать, с ними надо делиться радостями и даже проблемами, они должны оставаться в поле влияния школы. Идея должна развиваться и всегда быть яркой и привлекательной, иначе в какой-то момент спонсор решит, что вам больше помогать нет смысла. Делать все это непросто, но очень увлекательно.

Кстати, про «Айб». Что означает это слово?

Первая буква армянского алфавита. Как «аз» или «альфа».

В чем особенность вашей системы обучения? Как проектное обучение встроено в изучение базовых предметов? С какого возраста возможно проектное обучение?

Идея, которая лежит в основе нашей школы, в том, что она имеет ясную миссию: сформировать поколения ответственных людей, имеющих чувство принадлежности и обладающих внутренней ценностной системой. Ни слова об академических знаниях. Мы уверены, что академические знания – это не цель, а средство. Правильный человек будет ответственно относиться к учебе, и не только. Мы ясно сформировали восемь личностных качеств ученика школы «Айб» и делаем все, чтобы эти качества в них развивать. Мы уверены, что школа – это сообщество, где живут эти самые ценности, и что самое главное в школе – это сообщество, и среда, которую это сообщество формирует. Все наши усилия направлены на то, чтобы поддерживать эту среду здоровой, чтобы сообщество боролось и раз за разом утверждало эти ценности.Проектное обучение – важный элемент реализации миссии школы. Через него происходит формирование необходимых навыков и личностных качеств, происходит осознание смысла образования, интеграция знаний и умений, возникает опыт продуктивных действий в реальном мире. Элементы проектного обучения есть во всех классах, но как большая самостоятельная сущность оно организовано начиная с 11-го класса (в Армении 12-летнее образование).

Есть ли планы организовать в России подобные школы на условиях франшизы?

Такие проекты регулярно обсуждаются, но пока ни одно из этих обсуждений не вылилось в практический результат. Причина в том, что мы ожидаем от людей, которые хотят с нами сотрудничать, определенной самостоятельности и готовности создавать школу «ради идеи». Нам неинтересны предложения, суть которых в желании заработать денег на образовании, так как они сводятся к репетиционным центрам, а не школам. Но мы открыты к предложениям и будем рады найти партнеров, которые разделяют наши ценности и подходы к образованию и готовы с нами сотрудничать.

Сейчас все «ушли в онлайн», при этом система государственного образования (по крайней мере, в нашей стране) показала свою несостоятельность в новом формате. Как с вынужденным онлайном справляется ваша школа? Есть ли планы принимать на дистанционное обучение учеников из других стран?

У нас иногда возникает ощущение, что наш онлайн не вынужденный, а давно желанный. У нас давно зрела идея полностью поменять формат обучения в школе, сделав значительно большую ставку на самостоятельность детей и на то, что дети сами задают вопросы, когда им нужна помощь учителя. Но даже нам потребовался этот шок, чтобы перейти в новый формат. Хорошая педагогика отличается именно тем, что она не диктует форматы, а легко приспосабливается к ним и находит в каждом инструменте присущие ему преимущества. Основная проблема школ состоит в том, что они навязывают детям учителей и этим самым делают детей абсолютно беспомощными. Избыток помощи, в которой ребенок не нуждается столь же токсичен для его образования, как и недостаток помощи. Каждый ребенок должен получать столько помощи, сколько ему нужно для достижения образовательного результата. Об этом писал еще 100 лет тому назад Выгодский. Все его цитируют, причем как в России, так и во всем мире, но еще никто не предложил эффективной системы реализации этого подхода. А онлайн-образование позволяет это делать. Просто надо было еще в оффлайне применять такие методы и подходы, которые воспитали бы в детях достаточную самостоятельность и способность учиться автономно. Тогда переход в онлайн не был бы таким болезненным.

Мы работаем сейчас в полную силу, практически по всем предметам, и многие учителя и дети подчеркивают значительные преимущества онлайн-образования. Его недостатки несложно компенсировать, но его преимущества практически невозможно реализовать в традиционном школьном формате. Поэтому мы сейчас в темпе стартапа строим Айб 2.0 – новую школу «Айб», которая откроет свои двери в сентябре и будет совсем непохожа на то, какой она была до этого кризиса.

Возможно, некорректный вопрос к вице-президенту ABBYY) Но: на ваш взгляд, нужна ли цифровизация образования и до какого предела? Как должна меняться роль учителя сейчас? И сколько онлайна оптимально в обучении?

Я уверен в том, что образование должно идти впереди жизни. Если мы применяем цифровые технологии в жизни на каждом шагу, то еще больше они должны применяться в школе, ведь школа готовит людей для общества будущего. Современные дети живут в мире, где их родители больше общаются с помощью средств коммуникации, нежели напрямую, эти дети заказывают товары на «Яндекс»-маркете, и проводят много времени в виртуальных мирах. Мы совершенно забыли, что формат «живого общения» является архаичным форматом, и с незапамятных времен был дополнен другими всевозможными средствами коммуникации, куда более развитыми, чем устная речь, которые использовали самые последние достижения технологий своего времени. Книги – это средство коммуникации, и чтение книг невозможно заменить никакими другими коммуникативными средствами. Письма были важнейшим инструментом коммуникаций с очень давних времен. Раннее христианство держалось на письмах между общинами, значительная часть Нового завета состоит из писем Павла разным общинам. Не будь этих писем, возможно, не было бы того христианского движения, которое мы видим сейчас. Люди испокон веку живут в куда более широком мире, чем реальный мир, который их окружает, и этот «виртуальный» мир для них не менее важен. Просто в наше время средства виртуализации и расширения нашего мира получили новый толчок в развитии.

Если коротко: школа должна активно использовать все средства коммуникации, которыми пользуется общество, и налаживать связь с учениками посредством всех этих средств, а также использовать все те средства накопления информации, создания учебных пространств в широком смысле этого слова, которые ей нужны для достижения своих целей.Роль учителя состоит в том, чтобы помогать детям учиться самостоятельно.

Я убежден, что времена учителей, которые «рассказывают уроки» и «дают контрольные», прошли. Пришло время учителя-друга, который всегда рядом, когда требуется его поддержка, и это касается не только предмета. Это человек, который помогает ученику становиться лучше с каждым днем.

«Свобода учиться» помогает

Благотворительный фонд «Свобода учиться», базирующийся в Российской Федерации, работает над тем, чтобы предоставить возможность получения образования детям в отдаленных регионах.

Помимо поддержки отдельных детей и обеспечения им наилучшего доступного образования, «Свобода учиться» предлагает ресурсы и поддержку некоммерческим организациям, которые разделяют наши цели и идеалы. «Свобода учиться» также стремится повысить осведомленность общественности о важности работы в области образования и развития человеческого потенциала; содействие и наставничество в проектах развития образования в РФ.

Образование играет ключевую роль в деле избавления детей и их семей от нищеты. Обеспечение адекватного образования имеет основополагающее значение для того, чтобы помочь молодым людям и семьям обрести независимость, эмоциональную и финансовую безопасность, которые мы часто воспринимаем как нечто само собой разумеющееся.

Дистанционное обучение с Яндексом

Яндекс построит платформу для полноценного дистанционного обучения. Она включает инструменты для проведения интерактивных видеотрансляций уроков удаленно и общения класса с учителем, а также видеоуроки от ведущих преподавателей по всем предметам. Сервис будет доступен по всей стране бесплатно уже в марте и будет интегрирован во все образовательные продукты Яндекса. На первом этапе Яндекс инвестирует в создание платформы более 200 миллионов рублей. Первая версия решения будет запущена в Москве совместно с Правительством Москвы и Центром педагогического мастерства.

Инструменты для удаленного ведения уроков

30 марта в Яндекс.Учебнике, которым пользуются учителя из более 22 тысяч школ в России, появятся новые инструменты для полностью удаленного ведения уроков. Ими сможет воспользоваться любой учитель по любому предмету. Преподаватели смогут проводить интерактивные видеотрансляции, проверять домашние задания и получать обратную связь от учеников при помощи чатов и голосовых сообщений. Для этого учителю нужно только зарегистрироваться в Яндекс.Учебнике.

Для уроков по русскому языку и математике будет доступно не только удаленное ведение, но и весь остальной функционал и задания Яндекс.Учебника. Они соответствуют образовательным стандартам и позволяют отработать всю школьную программу. Задания Яндекс.Учебника дети могут выполнять с любых устройств, а учителя получают онлайн-статистику и возможность корректировать план обучения на основании полученной обратной связи.

Для учителей проект «Я Учитель» подготовит серию обучающих курсов и практических рекомендаций по организации обучения в дистанционном формате.

Онлайн-уроки по всем предметам школьной программы

С 1 апреля совместно с Центром педагогического мастерства запустится полноценная онлайн-школа для 5-11 классов, которая будет доступна всем школьникам страны в Яндекс.Эфире и Яндекс.Репетиторе. Сетку занятий и преподавательский состав формируют эксперты в области разработки материалов ЕГЭ/ОГЭ и ведущие преподаватели школ Москвы. В сервисах появятся разделы с трансляциями и их записями по всем предметам учебной программы и развлекательно-образовательными роликами на переменах. Трансляции будут идти в школьные часы, чтобы сохранить привычный распорядок детей и родителей. Для младших классов по отдельным предметам также будут проводиться лекции. Для учеников девятых и одиннадцатых классов учителя-составители заданий ЕГЭ будут вести трансляции семинаров по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ с персональными рекомендациями и заданиями в Яндекс.Репетиторе.

Также Яндекс и Центр педагогического мастерства запустят серию онлайн мастер-классов от ведущих ученых, которые познакомят школьников и их родителей с современным миром науки.

«В сложившейся ситуации мы хотим помочь родителям, учителям и ученикам, которые столкнулись с необходимостью перейти на дистанционное обучение. Наша главная задача — сохранить образовательный процесс максимально привычным и удобным для всех участников. Для этого в компании сформирована оперативная рабочая группа, разработка идет в ускоренном режиме. Мы ожидаем, что наши сервисы смогут помочь не менее 5 миллионам школьников продолжить учебу, — комментирует Елена Бунина, генеральный директор Яндекса в России. — Мы занимаемся образовательными проектами более 13 лет, создали более 30 сервисов для школьников, учителей и студентов. Все это позволяет нам реализовать такой масштабный проект в максимально сжатые сроки и помочь там, где мы действительно можем помочь».

Альтернативные системы образования

Многие родители  приходят к выводу, что современная общеобразовательная школа – это не совсем то, что требуется их ребенку. Что нынешняя система образования далеко не всегда в состоянии вырастить Личность.  Но открытым остается вопрос: какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных.

1. Переход ребенка на экстернат.
2. Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы).
3. Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.

Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем – никого волновать не должно. Минус: экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе.

Альтернативная школа и альтернативные методики образования.
К сожалению, на постсоветском пространстве даже само понятие «альтернативная школа» нашим дипломированным педагогам кажется кощунственным, а уж образцы таких школ можно пересчитать по пальцам…

Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Посему до тех пор, пока существует нынешняя Система, альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений. Что, в принципе, не может сильно напугать родителей, поскольку и сейчас документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает…

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу. Но чтобы сделать правильный выбор, следует ознакомиться с вариантами таких школ.

Вот несколько наиболее известных:

Западные варианты:

Система школ Монтессори, являясь лицензированной системой школ, которая относится к ученикам как к «независимых учащимся», тем не менее, по сути является системой детских садов, так как охватывает детей только до шести лет. Поэтому можно говорить о принципах, используемых в Монтессори-педагогике, но нельзя о реально-действующих школах…

Вальдорфская система образования – также школа «американского» типа. Является крупнейшим и наиболее быстро растущим нерелигиозным движением в мире с 800 школами более чем в 30 странах мира. Следует отметить, что как таковых учебников в Вальдорфских школах не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. Вальдорфские школы в России можно найти лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере и т.д). Есть и минусы — часто в такие школы идут обычные учителя за «длинным рублём», слегка скорректировав свои наработки работы в обычной школе. Результат — подобные отзывы: — Несомненно, изначально в вальдорфской педагогике заложено немало хороших и благих идей. В центре здесь находится сам ребенок, раскрытие его творческих способностей, развитие заложенных природой талантов. Однако для моей дочери опыт вальдорфской школы оказался неудачным. В вальдорфской педагогике многое, если не все, зависит от учителя. При отсутствии жесткой программы и учебников учитель становится единственным мостиком между ребенком и теми знаниями, навыками, которые школьник должен освоить. И здесь на первый план выходит профессионализм педагога, а самое главное — его любовь и неравнодушие к детям. С горечью говорю, что в нашем случае не оказалось ни первого, ни второго, ни третьего. Через год мы перешли в обычную школу, о чем нисколько не жалеем. Отдавая ребенка в эту школу, ознакомьтесь подробнее с основами антропософии, подумайте, принимаете ли вы это, примет ли это ваш ребенок. А главное — посмотрите в глаза учителю: достаточно ли в них любви…Маргарита Андреевна, мама 8-летней Вики

Школы «свободного» типа. Яркий пример из Великобритании — Самерхилл.

Школа Саммерхилл была основана в 1921 году Александром Ниллом и существует до сих пор. Самыми главными принципами в ней являются свобода детей и их самоуправление.
Вот что писал сам Александр Нил в своей книге «Саммерхилл — воспитание свободой»:
«Саммерхилл, вероятно, самая счастливая школа в мире. У нас нет прогульщиков и редко случается, чтобы дети тосковали по дому. У нас почти никогда не бывает драк — ссоры, конечно, неизбежны, но мне редко доводилось видеть кулачные бои вроде тех, в которых я участвовал мальчиком. Также редко я слышу, чтобы дети кричали, потому что у свободных детей, в отличие от подавленных, нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь — любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или браните их. Саммерхилл — это школа, где ребенок знает, что его принимают».

Художественный фильм «Школа «Саммерхилл»/ Summerhill (1,2,3 и 4 серии, Великобритания, 2008 г.)x

Аналог школы «свободного» типа в России — школа Щетинина.

Данный тип школ характеризуется принципом интерната — во время учёбы дети живут отдельно от родителей, что может подойти далеко не всем.

Отечественные варианты альтернативных школ:

Школа-Парк Милослава Балобана

В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью – от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки.

Школа-парк — образовательная система (полное название — «Образовательный парк открытых студий»), автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан. Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московской «Школы самоопределения», и на базе екатеринбургских школ № 95 и 19. В настоящее время проект «школа-парк» реализуется в России — в Москве, Санкт-Петербурге, Перми (Бирюзовая школа-парк), Краснодаре, на Украине, Киеве под руководством Ярослава Коваленко.

В парк-школе все виды аттестации (кроме итоговой, которая пока обязательна) заменяются резюме личных достижений учащегося в студиях; эти резюме не несут оценочной нагрузки и не калибруют личные достижения по каким бы то ни было стандартным шкалам. Итоговая аттестация проводится в соответствии с законодательством в традиционных формах. Результаты экспериментально апробации образовательной системы «Школы-парк» в 1993—2007 годах показывают, что выпускники парк-школы успешно проходят стандартные процедуры итоговой аттестации и продолжают свое образование.

Начальная школа по методике Жохова В.И.

Особенности системы Жохова:

— Не противоречит федеральным стандартам образования РФ.

— Основана на традиционной школьной программе, но адаптирована под потребности ребенка ДВИГАТЬСЯ, РАЗГОВАРИВАТЬ и ИГРАТЬ.

— Все УРОКИ УЖЕ полностью РАЗРАБОТАНЫ автором программы, что позволяет в точности придерживаться методики.

— Обучение происходит НЕПРИНУЖДЕННО и благоприятно для здоровья.

— Никаких воздействий на подсознание.

— Высокий темп работы, что соответствует скорости мышления детей в этом возрасте.

— Недопустимы изменения состава классов. Потому что первоклассники по методике Жохова программу 1 класса заканчивают в сентябре, в начале 2 класса заканчивают программу всей начальной школы.

— В классах НЕТ ОТСТАЮЩИХ. Даже если какой-то ребенок что-то не понял с первого раза, его поддержат и никогда не повесят клеймо.

— В классах ПООЩРЯЕТСЯ помощь и ВЗАИМОВЫРУЧКА. Дети могут обучать друг друга, помогать, проверять. Передавая друг другу знания, дети учатся прекрасному принципу: если смог объяснить другому, значит понял сам.

По системе Жохова, дети изучают обычную школьную программу, просто занятия проходят «по другим правилам».

Нормальный первоклассник — это существо бегущее и орущее. Обязательно надо двигаться и кричать. Это необходимо для полноценного роста.

Жохов В.И.

Видео о методике Жохова В.И.:x

Методика обучения начальных классов Владимира Филипповича Базарного:

Система Базарного используется в Республике Коми, в Ставропольском крае, в некоторых школах Москвы, Московской, Ярославской, Тамбовской, Калужской областей , Татарстана, Башкортостана, Хакасии. Программа утверждена министерством здравоохранения РФ в 1989 году.

Длительное сидение за партой и большие зрительные нагрузки сказываются на многих учениках ещё с первого класса в виде ослабления зрения и искривления позвоночника. Со временем формируется школьная близорукость, нарушается осанка и замедляется физическое развитие.

Исследования Базарного показали, что положение тела среднестатистического ученика со склоненной и придавленной к парте грудной клеткой уже на 20-й минуте урока способно вызвать симптомы стенокардии. Фиксация такой позы в течение длительного времени способствует деформации грудной клетки и ослаблению мышц диафрагмы, что чревато паталогическими изменениями в сердце.

Кроме того, В.Ф. Базарный опроверг бытующее мнение, что низко склоненная над тетрадью голова школьника является следствием плохого зрения. Учёный показал, что сначала ученик инстинктивно наклоняет голову во время чтения и письма, у уже после этого со временем наблюдается понижение остроты зрения. То есть, по Базарному, близорукость вторична и она является результатом «синдрома низко склоненной головы».

Одной (но не единственной) из отличительных черт методики Базарного является то, что школьники периодически встают из-за парты и часть урока проводят за конторками – специальными столами с наклонной поверхностью, за которыми ученики работают стоя. Такой режим работы показал высокую эффективность в плане профилактики близорукости и нарушений осанки. И это не единственные преимущества использования методики Базарного.

Стоящие школьники чувствуют себя более свободно, их плечи расслаблены, не происходит сдавливание диафрагмы крышкой парты, что не нарушает нормальную работу систем дыхания и кровообращения, позволяя улучшить снабжение всех органов, в том числе головного мозга.

В психо-эмоциональном плане работа стоя за конторками позволяет школьникам в трудные моменты урока не чувствовать себя одинокими, способствует воспитанию чувства взаимопомощи. Ученики на уроках более активны, независимы, более уверены в своих силах, проявляют больший интерес к учёбе.

Больше материалов по системе Базарного: читайте подробную статью Как калечит школа

Видео о методике Базарного: Спасём детей — спасём Россию

Домашнее обучение

Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение. Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках? И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость… и прочее, и прочее?

Мы не будем вспоминать того, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, мы даже не будем вспоминать, что и в советские времена довольно известные личности учились дома. Мы просто подумаем, чем руководствуется обыватель, отправляя своего любимого ребенка в школу? Основа всего – беспокойство о будущем. СТРАХ перед ним. Будущее в случае домашнего образования очень неопределенно и не подходит под шаблон: школа — институт — работа — пенсия, где все идет по одной раз установленной схеме.

Но уверены ли вы, что ребенка эта «установленная схема» устраивает?

Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня…

Вопрос: зачем заканчивать школу?
Ответ: чтобы получить аттестат!

Вопрос: зачем получать аттестат?
Ответ: чтобы поступить в ВУЗ?

Вопрос: а зачем поступать в ВУЗ?
Ответ: чтобы получить диплом!

И, наконец, вопрос: зачем нужен диплом, если по специальности никто не работает?

Согласен, до недавнего времени, если у тебя не было диплома, просто нельзя было устроиться НИ НА КАКУЮ работу, за исключением дворника, лифтера и грузчика. Варианта была два: либо становиться грузчиком, либо… предпринимателем (что по ошибочному мнению большинства, не каждому дано). В бизнесе тоже диплом не нужен. Смекалки достаточно…

Сегодня же, слава богу, спектр возможностей для бездипломников расширился: большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио, то есть список ваших достижений. И если вы САМИ научились чему-либо и достигли чего-либо, то это только плюс.

А чему, скажите, можно научиться, если вместо того, что ребенку интересно, он вынужден по шесть-восемь часов изучать в школе интегралы и бензольные кольца, а потом еще делать домашние задания?

Теперь еще раз давайте вернемся к вопросу: вы уверены, что ребенка эта схема устраивает? Что он предпочтет потратить 15 лет на то, что ему не пригодится, изучению того, что ему нравится уже сейчас, чтобы через год-три стать в этом специалистом?

Зачем нужен фонд

Возможно, кто-то спросит: — Зачем нужен фонд поддержки образования?

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

одно из основных прав гражданина, закрепленное в ст. 43 действующей Конституции РФ. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом основное общее образование — обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. В государстве устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. В соответствии с ч.2ст.43 каждому дано право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Допускаются и частные платные вузы. Специальным нормативным правовым актом данной сферы является Федеральный закон «Об образовании», принятый в 1992 г. и получивший новую редакцию в 1996 г.(С. А.)

Право есть. А выбор?

Выбор в соответствии с законом «Об образовании» есть, должен быть по закону. Но в реальности он очень мал, потому что ограничен местом проживания, возможностями семьи (для школьников и студентов), личными возможностями (для самообразования).

Крайне ограничен выбор у детей с ОВЗ, сирот, из многодетных и малообеспеченных семей.

Что делать одаренным детям, чьи способности превышают предложения доступных школ и вузов.

Это одна сторона медали. Другая в том, что государство может дать небольшой выбор школ, вузов, учебных программ. Образование стандартизировано, втиснуто в узкие рамки госбюджета. Ограничено потенциалом педагогов.

А есть другие школы, создаваемые педагогами-энтузиастами. Школы, где учат новому и по новому. Где учат жить в будущем, а не сегодняшнем дне. Конечно речь не только о школах, но и вузах, институтах, студиях и инновационных образовательных программах.

И еще: кроме общего образования есть и другое. Есть творчество, искусство. Этим государство занимается еще меньше.

We should do something for poor

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisi cing elit. Quos dolo rem consequ untur, natus laudantium commodie adipisi cing Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Earum sunt ut dolorem laboriosam culpa excepturi sed distinctio eius! Ut magnam numquam libero quia vero blanditiis fugit corporis sfasf