Благотворительные фонды поддержки образования и науки как канал финансирования вузов Германии

Введение

Общепризнанным считается необходимость совершенствовать финансовый механизм функционирования вузов, стимулировать внебюджетное финансирование высшей школы. В качестве методов обычно предлагается: внедрять корпоративные связи учебных заведений с работодателями на основе двухсторонних соглашений, содействовать в привлечении средств иностранных инвесторов в форме грантов для преподавателей и студентов, стимулировать развитие меценатства и спонсорства в области университетской науки и пр. [1].

В данной статье предлагается обратиться к немецкому опыту, к методам и инструментам внебюджетного финансирования образовательных и научно-исследовательских проектов в Германии. Речь пойдет о благотворительных фондах (нем. Stiftung (штифтунг)) – фондах поддержки образования и науки. Данный тип немецких фондов можно считать аналогом российских фондов целевого капитала (эндаумент-фондов), появившихся в России с 2007 г. после создания правовых основ для «системной» благотворительности, в том числе и в сфере образования [2, 3, 4]. К немецкому опыту обращался ряд российских исследователей [5, 6]. Вместе с тем, организационно-правовые формы благотворительности в образовании (каналы финансирования вузов Германии) заслуживают более детального рассмотрения.

На долю фондов поддержки образования и науки, как канала финансирования вузов Германии (это более 391 млн евро на 89 вузов в 2010 г.), приходится около 2 % всех источников финансирования и более 6 % средств, предоставленных третьими лицами (табл. 1). Причем почти 95 % активов данного канала направлено в университеты, педагогические и технические вузы на региональном уровне (табл. 2). К примеру, значительная доля средств в структуре внешнего финансирования вуза приходилась на фонды поддержки образования и науки в Гейдельбергском университете, Тюбингенском университете, в Свободном университете Берлина и в Берлинском университете им. Гумбольдта (в 2009 г. – 9-13 %) [7].

Таблица 1 — Источники и объем финансирования вузов Германии

Источники финансирования вузов Германии

Объем финансирования вузов Германии

2009 г.

2010 г.

тыс. евро

%

тыс. евро

%

Взносы учащихся

1 245 230

6,3%

1 305 676

6,2%

Доходы от экономической деятельности и от управления имуществом

12 699 247

64,5%

13 471 070

63,8%

Внешнее финансирование (средства третьих лиц), в т.ч.:

5 348 139

27,2%

100,0%

5 907 943

28,0%

100,0%

Федеральный бюджет

1 127 567

5,7%

21,1%

1 308 048

6,2%

22,1%

Региональные бюджеты

 143 561

0,7%

2,7%

 159 692

0,8%

2,7%

Немецкое научно-исследовательское сообщество

1 860 434

9,5%

34,8%

2 013 788

9,5%

34,1%

Европейский союз

 480 850

2,4%

9,0%

 555 087

2,6%

9,4%

Фонды поддержки образования и науки

 347 150

1,8%

6,5%

 391 556

1,9%

6,6%

Бизнес-экономика

1 223 227

6,2%

22,9%

1 246 273

5,9%

21,1%

Прочие средства

 165 350

0,9%

3,0%

 233 499

1,1%

4,0%

Прочие доходы от грантов и ассигнований

 384 200

2,0%

 436 383

2,0%

Итого

19 676 816

100,0%

21 121 072

100,0%

Источник: Федеральное статистическое управление Германии (https://www.destatis.de)[8]

Таблица 2 — Вузы, финансируемые фондами поддержки образования и науки в Германии

Вузы, финансируемые фондами поддержки образования и науки

2009 г.

2010 г.

тыс. евро

%

тыс. евро

%

Университеты, педагогические и технические вузы

 323 850

93,3%

 370 165

94,5%

Высшие школы искусств

 9 405

2,7%

 4 526

1,2%

Специализированные вузы

 11 004

3,2%

 13 791

3,5%

Частные специализированные вузы

 2 631

0,8%

 2 545

0,6%

Административные специализированные вузы

 260

0,1%

 529

0,1%

Итого, в т.ч.:

 347 150

100,0%

 391 556

100,0%

— вузы региональной поддержки

 329 162

94,8%

 369 865

94,4%

— вузы федеральной поддержки

 595

0,2%

 181

0,1%

— частные вузы

 17 393

5,0%

 21 510

5,5%

Источник: Федеральное статистическое управление Германии (https://www.destatis.de)[8]

Оценить долю фондов поддержки образования и науки среди всех благотворительных фондов Германии сложнее, так как почти каждый третий фонд в Германии заявляет в своём уставе научно-исследовательские, образовательные или воспитательные цели (около 28 % фондов по выборке, охватившей 14 488 фондов). Четырехтомный «Каталог немецких фондов 2011», выпускаемый Федеральной ассоциацией немецких фондов (Bundesverband Deutscher Stiftungen e.V., BDS – независимая федерация немецких фондов, существующая с 1948 г.), содержит сведения по 18 700 фондам различных организационно-правовых форм, масштабов и целей деятельности. Почти 9 000 из них имеют свои интернет-страницы и включены в электронную базу данных на сайте Федеральной ассоциации (http://www.stiftungen.org), в которой, например, фонды поддержки образования и науки (41 фонд) группируются следующим образом:

1-я группа – федеральные фонды (Bundesweite Stiftungen) – фонды, занимающиеся благотворительными проектами в сфере образования и науки в национальных масштабах. Данную группу можно разделить на три составляющие:

  • Партийные фонды, то есть фонды, спонсорами которых выступают ведущие политические партии Германии (6 фондов с имуществом более 430 млн евро). Большая доля (в 143 млн евро) принадлежит фонду Социал-демократической партии Германии (Фонд им. Фридриха Эберта), на втором месте – фонд Христианско-демократического союза (Фонд им. Конрада Аденауэра) с объемом активов в 125 млн евро.
  • Церковные фонды: фонд католической церкви (Cusanuswerk) и фонд евангелической церкви Германии (Evangelisches Studienwerk e.V.).
  • Прочие фонды (11 фондов).

2-я группа – университетские фонды (Universitätsbezogene Stiftungen) – фонды, реализующие свои образовательные и научные проекты в масштабах конкретных университетов. Эта группа в свою очередь делится на фонды, принадлежащие университетам (2 фонда), управляемые университетами (6 фондов) и специализированные фонды (14 фондов).

Направления расходования средств благотворительных фондов в сфере образования – самые широкие: предоставление стипендий, открытие дополнительных мест для обучения, приглашение в вузы известных профессоров, внедрение новых образовательных программ, поддержка преподавательского состава вуза, финансирование научно-исследовательских работ.

Организационно-правовые особенности немецких фондов

Во-первых, следует отметить, что в немецком правовом поле [9, 10, 11] чётко не разграничены такие понятия, как «благотворительный фонд или благотворительная организация, фонд целевого капитала или эндаумент-фонд». Используемое в этих смыслах юридическое понятие Stiftung (здесь и далее – «фонд») на федеральном уровне отсутствует, а на уровне федеральных земель Германии имеет различную интерпретацию в контексте региональных законов.

Во-вторых, под термином Stiftung понимается, как минимум, обособленный имущественный комплекс (или имущественная масса), сформированный на длительный срок для выполнения не запрещенных законом уставных целей. Причём, фонд может преследовать как коммерческие (частные), так и некоммерческие (общественные) цели.  Если фонд реализует только исключительно и непосредственно общеполезные (благотворительные) цели (gemeinnützige Stiftung), он может рассчитывать на налоговые льготы. К данному типу фондов законодатель Германии относит, в том числе, фонды поддержки научно-исследовательских и образовательных проектов.

В-третьих, налоговое законодательство Германии определяет исчерпывающий список целей, которые может заявить в своём уставе благотворительный фонд с тем, чтобы получить право на налоговые льготы [12, 13, 14, 15]. Данный перечень включает три группы целей: а) общеполезные цели (наука, исследования, здравоохранение, молодежные программы, искусство, культура, воспитание, профессиональное образование, помощь студентам, защита прав потребителей и т.п.); б) филантропические цели (социальная поддержка неимущих и т.д.); в) церковные цели (образование церковных служителей, проведение религиозных мероприятий, помощь вдовам и сиротам и т.п.).

В-четвёртых, фонды могут быть созданы правоспособными (rechtsfähige Stiftungen), то есть в форме юридического лица, либо неправоспособными (nicht rechtsfähige Stiftungen) без образования юридического лица, как обособленный имущественный комплекс (Sondervermögen), находящийся в доверительном управлении третьего лица (unselbstständige / fiduziarische / treuhänderische Stiftungen). Правоспособные фонды, в свою очередь, представлены двумя типами: фондами общественного (публичного) права (Öffentliches Recht) и фондами частного (гражданского) права (Privatrecht или Bürgerliches Recht). Разница между фондами общественного и частного права заложена в законодательстве земель Германии.

В 2012 г. объем активов благотворительных фондов Германии всех правовых форм составлял около 100 млрд евро, в том числе объём правоспособных фондов гражданского права – 70 млрд евро. За 2012 г. была оказана благотворительная помощь в размере около 17 млрд евро, в том числе 5 млрд евро – за счет собственных доходов [15]. Рассмотрим подробнее основные организационно-правовые формы благотворительных фондов, в которых создаются фонды поддержки образования и науки в Германии.

Неправоспособные фонды или фонды доверительного управления создаются без регистрации юридического лица при заключении договора доверительного управления между учредителем управления (спонсором, жертвователем, донором) и доверительным управляющим (попечителем), либо в результате дарения или завещания. Имущество фонда управляется отдельно от собственного имущества, как доверителя, так и попечителя.

Отличительные черты неправоспособных фондов: небольшие размеры капитала (размер имущества нередко составляет 10 000 евро); отсутствие необходимости отчитываться перед властями и создавать специальные органы управления фондом; повышенные финансовые риски в случае ухудшения финансового состояния и неплатежеспособности управляющего (при аффилированности).

Правоспособные фонды общественного права могут быть созданы на различных уровнях государственного и муниципального управления. Они могут быть учреждены федеральным законом или нормативно-правовым актом органов власти земли Германии, или, в редких случаях, простым приказом уполномоченного лица муниципального органа власти. Нормы Гражданского кодекса к таким фондам не применяются. К примеру, в ряде немецких земель (Баден-Вюртемберг, Бавария, Гессен, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия) действуют отдельные региональные законы о фондах (Landesstiftungsgesetze). Фонды общественного права часто, особенно в последнее время, учреждаются без значительного капитала. Так были созданы, к примеру, Фонд Гамбургского музея или ряд берлинских фондов культуры для поддержки музеев, библиотек, памятников и оперных театров. Размер имущества фондов общественного права может быть различным. Крупнейшие из них расходуют ежегодно более 100 млн евро. При этом существуют благотворительные организации (фонды) на уровне коммун (Kommune), округов (Landkreis), размеры которых очень невелики.

Фонды общественного права часто на своём балансе имеют только реальные активы (участки земли, недвижимость, предметы искусства, средства массовой информации или инфраструктуру и оборудование научно-исследовательских институтов), которые обычно не приносят регулярного дохода в виде процентов, ренты или аренды и сложны в оценке (например, дворцы, замки, общественные парки или сады). Поэтому данные фонды постоянно находятся в зависимости от государственных или муниципальных субсидий (так называемые «субсидийные фонды» (Zuwendungsstiftungen)). Поскольку бюджет таких фондов требует ежегодного утверждения, для многих фондов вопрос их существования фактически поднимается ежегодно. В то же время, любой фонд общественного права может быть расформирован и закрыт в результате принятия создавшим его органом соответствующего государственного или муниципального акта.

Правоспособные фонды частного права учреждаются путём регистрации устава фонда и целей его деятельности в надзорном органе соответствующей федеральной земли (Staatliche Aufsichtsbehörden). При этом для церковных фондов действуют специальные надзорные органы (Kirchliche Aufsichtsbehörden). Учредителем правоспособного фонда частного права может выступать как частное (физическое или юридическое) лицо, так и государственный или муниципальный орган. Большое число муниципальных фондов в Германии, деятельность которых ограничена местными интересами, создано в форме фондов частного права (например, региональные (уровня земли Германии) фонды культуры).

Учредителем правоспособного фонда частного права может стать физическое лицо, дееспособное и достигшее 18 лет. В уставе фонда его учредитель заявляет: намерение, цели фонда и объем тех средств, которые передаются в фонд, а также полномочия органов управления фондом. После регистрации фонда и внесения активов учредителем, последний передаёт права на активы фонду. Важно то, что в отличие от обществ, объединений или союзов (Verein, GmbH, AG) правоспособный фонд не имеет участников (акционеров), поскольку переданное в фонд имущество навсегда «обезличивается», перестаёт принадлежать учредителю (жертвователю, донору) и навсегда становится собственностью фонда.

Существенно то, что цели и задачи фонда, первоначально заявленные учредителем в уставе фонда, практически навсегда (или на срок существования фонда) обязывают придерживаться их. Безусловно, это ограничивает волеизъявления самого учредителя и не позволяет ему направлять средства на иные (отличные от уставных), пусть даже и благотворительные, цели. В то же время надо признать, что эти фонды – единственный в Германии институт, гарантирующий гражданину исполнение его воли и после его смерти (видимо, поэтому часто практикуется использование личных имён в названиях фондов, создаваемых как физическими, так и юридическими лицами).

В Германии нет единого реестра фондов, но обычно региональные власти, так или иначе, подтверждают регистрацию фонда. К примеру, в земле Саксония региональное ведомство обязано (в Баден-Вюртемберге – имеет право) представить заявителю письменную информацию о фонде, в то время как в земле Северный Рейн-Вестфалия вся информация раскрывается через Интернет.

Требования к минимальному размеру капитала фонда при его регистрации, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных земель, отсутствуют. В некоторых землях рекомендуемый минимальный уровень уставного капитала – 25 000 евро, в других – больше, особенно для «оперативных фондов», создаваемых для самостоятельной реализации собственных проектов. Обычно при регистрации фондов ориентируются на минимальный уровень в 50 000 евро, поскольку даже при низкой доходности управления в 3 % годовых можно на цели фонда ежегодно направлять 1 500 евро.

Большинство фондов Германии создано именно по типу фондов частного права, что обусловлено рядом причин:

  • постоянный государственный контроль гарантирует соблюдение законодательства, а также уставных целей и желаний частных доноров, поэтому эта форма существования фондов имеет более высокую степень общественного доверия, что способствует притоку пожертвований и взносов;
  • наличие налоговых преференций;
  • устав после регистрации фонда, как правило, не меняется; органы управления фондом или третьи лица не могут изменить цели фонда или расформировать фонд;
  • принципиально то, что длительность существования фонда и сохранность его первоначального капитала обеспечивается тем, что только полученные доходы и частично новые взносы расходуются на цели фонда;
  • высокая прозрачность деятельности фонда обеспечивается требованием законодательства: а) сдавать финансовую отчетность государственным органам; б) раскрывать информацию по определенным операциям с имуществом фонда, либо получать на них согласование от государственных органов;
  • вмешательство государственных властей заключается также в праве увольнять в определенных случаях членов совета директоров (правления) фонда и в праве отменить изменения в уставе фонда, если они могут нанести ущерб фонду.

Тем не менее, считается, что из-за повышенного контроля со стороны государства в фонде данного типа может быть затруднена гибкая и оперативная работа органов его управления, что сказывается на качестве управления фондом.

Любопытно, что некоторые фонды частного права были учреждены в Германии за счет доходов от приватизации. К этим фондам применяются предписания, регламентирующие обязательное представительство государственных (муниципальных) органов в системе управления. Например, Германский федеральный Фонд Экология учрежден в 1989 г. в результате продажи акций сталелитейной компании Salzgitter AG. Крупнейший благотворительный фонд Германии – Фонд Фольксваген (VolkswagenStiftung) – пятый по величине имущества среди фондов частного права и первый по величине общих расходов (по данным за 2012 г. 2,6 млрд евро и 150 млн евро соответственно) – был создан в 1961 г. в связи с приватизацией концерна Фольксваген. Одной из сфер деятельности этого фонда является содействие проведению научно-технических исследований и оказание поддержки высшей школе.

С точки зрения управления следует различать корпоративные фонды (Unternehmensträgerstiftungen), которые сами занимаются предпринимательской деятельностью, и фонды долевого участия (Beteiligungsträgerstiftungen), которые лишь имеют долю (акции, паи) в других компаниях, зарегистрированных отдельно.Данные фонды тоже могут быть благотворительными, если все доходы такого фонда направляются исключительно на благотворительные цели. Например, благотворительный фонд Bertelsmann Stiftung (существующий с 1977 г.) никаких стипендий или грантов не выдаёт, но занимается реализацией своих проектов самостоятельно (в таких областях, как экономика, образование, здравоохранение, гражданское и международное сотрудничество). Корпоративные фонды могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах, характерных для коммерческих организаций (Unternehmensstiftungen): объединения или союзы (Verein), акционерные общества (Aktiengesellschaft – AG), общества с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschränkter Haftung – GmbH), товарищества (Kommanditgesellschaft – KG). Деятельность таких фондов регулируется нормативно-правовыми документами, созданными для соответствующей формы.

В то же время слово Stiftung (фонд) в своём наименовании могут использовать и партийные фонды (юридически зарегистрированные как союзы), и некоммерческие ООО (к примеру, Robert Bosch Stiftung GmbH, RBSG – фонд поддержки образования и здравоохранения, основанный в 1964 г. по завещанию Роберта Боша), что вводит, безусловно, путаницу и нарушает единство правовой структуры. Другой пример – Fazit-Stiftung Gemeinnützige Verlagsgesellschaft mbH – фонд, основной акционер ведущей газеты Германии Франкфуртер альгемайне цайтунг, поддерживающий с 1959 г. науку и образование, среди прочего, выдающий стипендии студентам-журналистам.

В Германии принято разделять фонды, финансирующие деятельность третьих лиц, так называемые спонсирующие фонды (Förderstiftungen) и оперативные фонды (Operative Stiftungen), созданные для реализации собственных проектов. Оперативные фонды, как правило, не выдают стипендии или гранты, но самостоятельно финансируют свои проекты или создают для этого фонды доверительного управления. Есть фонды, совмещающие собственные и сторонние проекты. Исследование, проведённое Федеральной ассоциацией немецких фондов в 2011 г. среди 9 137 фондов показало следующее распределение: доля спонсирующих фондов – 61 %, оперативных – 19 %, доля фондов смешанного типа – 20 % [16].

Большинство благотворительных фондов в Германии созданы на бессрочной основе, но есть фонды, учреждаемые на ограниченный промежуток времени, для достижения конкретных задач, после выполнения которых фонд расформировывается. Либо эти фонды учреждаются для того, чтобы распределить (потребить) определённый целевой капитал, так называемые потребительские фонды с конечным сроком существования (Verbrauchsstiftungen) [17, 18].

Завершая обзор организационно-правовых особенностей благотворительных фондов поддержки образования и науки в Германии, отметим, что, несмотря на то, что данная отрасль немецкой экономики имеет глубокие исторические корни (один из старейших фондов считает годом своего основания 1225 г.), всё же активно возрождаться фонды стали с 1950-х гг. в Западной Германии и с 1990-х гг. в Восточной Германии. Бурное развитие отрасль получила с 2000 г. в связи с появлением ряда законодательных инициатив (реформы 1999, 2002, 2007 гг.), направленных на активизацию социальной ответственности гражданского общества, на создание благоприятных условий для благотворительности [19, 20]. В итоге, сегодня ежегодно учреждается столько благотворительных фондов, сколько двадцать лет назад учреждалось за десятилетие. А сложность немецкой схемы функционирования благотворительных фондов объясняется, прежде всего, желанием законодателя создать многовариантные решения задачи аккумуляции средств и направления их на социальные нужды, в том числе и в вузы страны.

Библиографический список

  1. Майорова Т.В., Майдан Т.Н. Пути совершенствования финансового механизма высшего образования // Современные технологии управления, 2013. – №07 (31). – ISSN 2226-9339. – Режим доступа к журн.: https://sovman.ru
  2. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 23.12.2010)
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 02.07.2013)
  4. Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (ред. от 28.07.2012)
  5. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. – М., 2009. – 242 с.
  6. Благотворительные фонды на рынке ценных бумаг. Аналитический обзор. Версия [Электронный ресурс]. // Режим доступа: www.eufin.ru, свободный.
  7. Deutsche Forschungsgemeinschaft: Förderatlas 2012 – Kennzahlen zur öffentlich finanzierten Forschung in Deutschland. Weinheim: Wiley-VCH Verlag. – 2012. – 300 S.
  8. Statistisches Bundesamt: Bildung und Kultur – Finanzen der Hochschulen 2010. Fachserie 11 Reihe 4.5. Wiesbaden: Statistisches Bundesamt. – 2012. – 178 S.
  9. Bürgerliche Gesetzbuch (BGB). Гражданский кодекс (ред. от 04.07.2013)
  10. Gesetz zur weiteren Stärkung des bürgerschaftlichen Engagements (BüEnStG). Федеральный закон «О дальнейшем усилении гражданских инициатив» от 10.10.2007
  11. Investmentgesetz (InvG). Федеральный закон «Об инвестициях» (ред. от 04.07.2013)
  12. Abgabenordnung (AO). Налоговый кодекс (ред. от 25.07.2013)
  13. Einkommensteuergesetz (EStG). Федеральный закон «О подоходном налоге» (ред. от 15.07.2013)
  14. Körperschaftsteuergesetz (KStG). Федеральный закон «О налоге с доходов корпораций» (ред. от 26.06.2013)
  15. Umsatzsteuergesetz (UStG). Федеральный закон «О налоге с оборота» (ред. от 26.06.2013)
  16. Auftrag Nachhaltigkeit: Wie Stiftungen Wirtschaft und Gemeinwohl verbinden. Berlin: Bundesverband Deutscher Stiftungen.– 2013. – 136 S.
  17. Grundsätze guter Stiftungspraxis. Berlin: Bundesverband Deutscher Stiftungen.– 2013. – 27 S.
  18. StiftungsStudie: Führung, Steuerung und Kontrolle in der Stiftungsprax. Berlin: Bundesverband Deutscher Stiftungen.– 2010. – 41 S.
  19. Bielicki J. Deutsche haben nur mäßigen Gemeinsinn // Süddeutsche Zeitung. – 16.07.2013 (http://sz.de/1.1722289)
  20. Fischer K. Gutes tun und Steuern sparen // Süddeutsche Zeitung. – 17.05.2010 (http://sz.de/1.184432)

Финансирование

Работа выполнена в рамках гранта Министерства образования и науки РФ (Соглашение № 14.В37.21.1995).

Рекомендуемая ссылка

Кадикина Анастасия Александровна

Благотворительные фонды поддержки образования и науки как канал финансирования вузов Германии// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (33). Номер статьи: 3303. Дата публикации: 2013-09-08 . Режим доступа: https://sovman.ru/article/3303/