Пять главных ошибок родителей, обучающих детей дома

Пять главных ошибок родителей обучающих детей дома
Пять главных ошибок родителей обучающих детей дома

На самом деле эти ошибки совершает не так уж много родителей. Но они бывают. Из десяти консультаций в двух-трёх я всегда встречал какие-то стороны одной из этих ошибок. Иногда они бываю решающими и довольно ощутимыми и становятся причиной разочарования в семейном обучении. Но, Бог уж с ним, с разочарование. Гораздо хуже, что они ломают жизнь детей, у которых для детства отведено не так уж много времени, а классов всего  11. Потеря каждого из них может быть важна.

Первая ошибка: Забрала  ребёнка из школы и ушла на работу.

Это я так этот феномен называю. Я не понимаю, как случается этот странный казус, но он есть. На что эти родители рассчитывают? Что ребёнок сам возьмёт в руки книжку и начнёт учиться, благословляя тот день и час, когда его забрали из школы? Нет. Он открывает компьютер и начинает играть, или рисовать, или читать-таки, или просто спит до двенадцати часов. Потом родители с удивлением понимаю, что к вечеру ничего не сделано, не выучено. Никаких допов при этом у ребёнка нет. Да и друзей тоже. А если есть друзья, то они все в школе, приходят только после обеда или вечером, рассказывают, что в школе так себе, конечно, зато полно мальчишек и девчонок и жизнь кипит. Через какое-то время родители слышат прекрасное: “Мама, а можно я пойду в школу?” Ребёнок прав — там ему будет лучше. 

Совет здесь простой —  Товарищи родители, ребёнка дома нужно учить! За ним нужно смотреть. Его нужно как-то все-таки контролировать, уж извините, нужно делать его жизнь интересной. А не запирать его дома в надежде, что он сам научится.

Вторая. Стоит почти рядом: родители дома, но ребёнок ничего не делает.

Эта ошибка уже практически идеологическая. Родители прочитали про анскулинг (обучение без школы) и считают, что у них та же история. Им не важно, или они пропустили абзац, где было написано, что реальны анскулинг построен на погружении в образовательную среду и ,между тем, в неём довольно активное участие родителей в обучении. По факту же мы имеем ребёнка, который встаёт, когда захочет, делает, что хочет, но в основном дела простые и самые обычные: помогает по дому, ходит в магазин, играет в компьютер, разговаривает с родителями. И родители считают, что вот это и есть обучение. То есть ребёнок, который обладает огромным потенциалом и физическим, и творческим, и интеллектуальным проводит своё время в делах ненапряжных и для него самого мало интересных.  

Вы упускаете время, когда ребенок мог бы узнать о мире много полезного и интересного, родители. Если ребёнок в 13 лет умеет в магазине сдачу считать, то вот уже математику знает? А если вывески читает, то и русский знает? Ну хорошо. Отлично. А что ещё то он умеет? И вот тут оказывается, что ничего больше. Вы потеряли пропасть времени, когда он мог узнать море полезного и интересного. Пробудится ли после такого обучения в ребёнке искра Божья? Ничего в нём не пробудится.  Скучная и не интересная жизнь его ждёт. Не надо путать анскулинг и пофигизм. Тот же совет: взяли ребёнка домой — так учите его!

Третья ошибка: бывает у родителей, которые забирают ребёнка из школ из-за плохого образования или каких-то проблем в школе.

Их не интересует разная идеология свободного образования, они как раз не только про анскулинг ничего не знают, они и про хоумскулиг то мало чего читали. Они добросовестно меняют образование в школе на точно такое же только дома: уроки по расписанию, предметы по расписанию, если что-то не сделал, то сидишь пока не сделаешь. Вот это то самое, что называют “школа дома”.  В принципе, формат таких занятий всё равно более свободный, чем в школе. Но он не учитывает главного — у ребёнка есть свои приоритеты. Главное в хоумскулинге — раскрытие потенциала ребёнка. Образование должно быть интересным и осознанным. Если вы используете те же методы, что и в школе, то отличаетесь вы от неё не слишком многим. Такое же давление сверху ради далёкой и благородной цели. Первое, что стоит делать — начать искать, что может быть для ребенка интересным, кроме уроков: спортивная школа, музыкальная, творческая, может быть, какие -то занятия онлайн или оффлайн. Важно, чтобы появлялись новые друзья, которые любят тоже, что и они. Образование должно быть интересным и полезным, а не школьным.

Четвёртая ошибка, наоборот, от той, что выше. Предметы “необязательной”, но, несомненно, интересной для ребёнка, программы становятся важными.

По сути, это кажется очень хорошо. Ведь ребёнок нашёл себя и увлечённо, например, программирует. Он молодец. Он освоил все программы и языки программирования. Он — хороший. Но внезапно оказывается, что скорее всего при таком уровне знаний других предметов его аттестат будет так себе и шансы поступить в приличный ВУЗ или колледж не слишком высоки. Родители увеличены темой поиска призвания, но теряют связь с реальностью. Они перестают учитывать особенности образовательной системы РФ. Даже если ваш ребёнок чудесно рисует, и в его планах — творческий колледж, где традиционно математика не особо учитывается, а учитывается творческий конкурс, — аттестат с низкими баллами может оказаться препятствием. Как, кстати, и досрочно сданный ЕГЭ с низкими баллами.

Наши родители иногда стараются сдать досрочно экзамен, даже пусть и получив очень низкие баллы. Для продолжения обучения это может стать большим препятствием. Чтобы избежать этих проблем достаточно разумно подходить к сдаче аттестаций, ОГЭ и ЕГЭ, точнее продумывать образовательный маршрут. К тому же, скажем честно, при сдаче аттестаций дистанционно получить хороший аттестат значительно проще, чем сдавая в школе.

Наконец, пятая ошибка: Родители совсем не учитывают возрастные особенности развития.

То есть они про них часто знают, но уверены, что это не про них. Пример: родители очень хотят, чтобы их ребёнок сразу с первого класса сам садился и делал уроки. Ролики себе находил в сети, упражнения делал, прописи писал. Не делает почему-то. Оставляют задания, упражнения… Не делает. Так ведь и не должен. Нет у них такой функции — сидеть весь день за уроками. Это же и есть школа. В началке больше игры, больше азарта, эмоций, прогулок, общения с родителями и другими детьми. Не сидят дети одни, да и за компом, кстати, редко могут долго усидеть. Игры удержат, а вот онлайн уроки уже нет. 

В средней школе родители уже жалуются, что их дети не слушают и не понимают. Раньше понимали, а сейчас нет. Так и не должны. Они уже подростки. Им надо вырваться из-под опеки родителей и самим строить свою жизнь. Дайте им свободу! Им уже нужны друзья, им уже нужна другая ролевая модель поведения, тот, с кого можно копировать жизнь, на кого можно равняться. Они родителей и так любят, но им уже мало. Да как бы вы великолепно не объясняли тему, ваш подросток будет стараться искать своё место и всем своим видом будет показывать, что вас ему уже мало. Нужно только прочитать этот вызов и вовремя предложить ему либо репетитора, либо мини-группу, либо попробовать что-то самому уже делать. Главное не пропускать эти возрастные особенности и умело ими пользоваться. 

Конечно, родители допускают самые разные ошибки. Иногда они имеют очень тяжелые последствия, а иногда требуют небольших перемен и жизнь налаживается. “ Пять ошибок” красиво звучит для заголовка. Я действительно выбрал самые важные ошибки. Спасибо. что прочитали. Но в конце будет шестая. Тоже очень важная… 

Очень важная ошибка.

Часто родители берутся за обучение детей дома не приготовившись к этому процессу. Это самая страшная ошибка! Прежде, чем делать смелый шаг и начать учить ребёнка дома обязательно ПОДГОТОВЬТЕСЬ. Почитайте статьи, посмотрите вебинары, походите на встречи хоумскулеров. Скороспелое решение, отсутствие поддержки, не знание даже очень простых основ семейного обучения сильно усложняет обучение и приведёт к поражению и разочарованию. 

 Если вы прочитали эту статью, с вами это уже точно вряд ли случится. Одной ошибкой меньше. 

Вот теперь всё.