Главная Новости Без рубрики Питер Грей о свободном образовании

Питер Грей о свободном образовании

Питер Грей о свободном образовании

«Большинство людей полагает, что основная система функционирования школ, известная нам сегодня, сложилась на основании научных данных о наиболее эффективных методах обучения у детей. Однако, на деле это очень далеко от истины.

Школы, в сегодняшнем их виде, являются продуктом истории, а не исследований в области того, каким образом дети лучше всего учатся новому. Схема работы школы, все еще используемая в наши дни, была разработана в период Реформации протестантизма, когда школы создавались для того, чтобы научить детей читать Библию, верить в Святое Писание, не подвергая сомнению его истинность, и слушаться старших, также не подвергая сомнению их действия. Первые основатели школ довольно ясно высказывались на этот счет в своих письменных работах. Они были очень далеки от мысли, что школы могут способствовать развитию критического мышления, творческого потенциала, инициативности или способности к самостоятельному обучению – наиболее востребованным в условиях нынешней экономики навыкам. Для них проявление собственной воли приравнивалось к греховности, которую требовалось подавить и вытеснить с помощью зубрежки или же выбить силой, но никак не поощрять.

После того, как школы перешли под крыло государства, и их посещение стало обязательным, а образование более светским, основная структура и методы школьного обучения остались без изменений. Последующие попытки реформирования потерпели неудачу, поскольку, несмотря на некоторые перемены в структуре, основная суть не менялась. Нисходящий метод обучения «научи-проверь», при котором обучение мотивируется с помощью системы поощрений и наказаний, а не обусловлено естественной любознательностью или подлинной тягой к знаниям, хорош для внушения определенных истин и воспитания послушания, но не более того. Неудивительно, что многие из величайших деятелей и новаторов либо бросили обучение в школе (как Томас Эдисон), или говорили о своей ненависти к школе и о том, что учились вопреки, а не благодаря ей (как Альберт Эйнштейн).»