Обязательное, то есть добровольно-принудительное образование.

Обязательное, то есть принудительное образование соответствует целям государства (или правящей элиты?), но противоречит основам гражданских свобод.
Есть свобода выбора религии, но нет свободы выбора образования.
Формально по «Закону об образовании» семья может выбрать кроме школы другие варианты: семейное образование, очно-заочное, домашнее.
Но тут есть несколько нюансов отсутствия свобод:
1. выбор делают родители (семья), но не ребенок, в чьих это интересах
2. выбор, как учиться, есть по закону, но в реальности все несколько сложнее. Во многих регионах РФ министерства образования неохотно разрешают перейти на другие виды обучения. т.к. это потеря финансирования. Кстати о финансировании, но это уже 3-й нюанс:
3. За каждого ученика государственная школа и вышестоящая муниципальная административная верхушка получает подушевое на каждого ученика финансирование (сколько?-по разному в регионах). При переходе на другое, например, семейное образование логично было бы финансирование перенести другому адресату с каким нибудь логичным коэффициентом в большую или меньшую сторону. Ведь можно посчитать сколько будет стоить тот или иной вид обучения с региональными поправками. Но этот вопрос передали в ведение региональных властей, а те в зависимости от наличия бюджета не только не пересчитали а иногда просто отменили. Например в Пермском крае выплаты перешедшим на семейное образование отм5енили вообще, а в Красноярском крае выплачивают аж 40тр на ребенка.
Где справедливость?

4. Образовательный маршрут ив конечном счете вся жизнь навязываются обществом: детсад-школа-ВУЗ-работа. Эта схема досталась нам от советского прошлого. Правильно ли это? Человек тратит огромную часть своей жизни не зная, а нужно ли это ему. Значение «качественного» образования и большого количества знаний очень преувеличено. Большинство людей прошедших такой путь не использует выученные знания.