Зло школьных учебных программ

Less paperwork and reduced workload for teachers
учителя ненавидят учебный план

Очевидно, что учебные программы — это зло и даже вред.

Учебные программы, как основу школьного обучения придумал прусский чиновник Август Герман Франке в конце XVII века. Это он придумал стандартный для всех учебный план, а также метод обучения и оценки учителей, которые бы могли преподавать по этой программе.

А сегодня, спустя 3 века, нарушение этих планов в большинстве стран считается нарушением закона и соответственно наказывается.

СССР в послевоенное время испытывало огромную нехватку специалистов в быстро развивающихся отраслях промышленности и науки: машино- и ракетостроение, физика, кибернетика, генетика и т.д. Искать и отбирать талантливых детей не было времени, а тем более заниматься индивидуальной подготовкой. Поэтому школьные программы все более насыщали, углубляли и расширяли, дополняли количество учебных часов, чтобы выходящие из школ выпускники имели наибольший кругозор и расширенный универсальный набор знаний. Понятно, что в реальной жизни большинству это не пригодилось. Ведь инженерами, учеными или врачами становилось меньшая часть выпускников. Большая часть становилась рабочими, работниками сферы услуг. Получается, что углубленное образование было лишним?

Более того, часто выпускники школ и вузов слышали, выходя на работу после учебы: «- Забудьте всё, чему вас учили»?

Я это слышал много раз. И это все потому, что школа учила бессистемно, непрофессионально, по верхам или даже совсем не тому. Приемы профессиональной деятельности например в химии или в электронике принципиально отличаются от школьных правил и опыта лабораторных занятий.

Я, поступив после школы в медицинский институт, я будто бы и не сдавал на «5» биологию и анатомию человека (в мои годы это было школьным предметом), и изучал эти науки заново. А после мединститута мне пришлось забыть многое из выученного в меде, потому что применять это во врачебной практике могло навредить моим пациентам.

Теперь то я понял, что советское кредо в то, что учиться надо как можно большему, авось, что-нибудь и пригодится — бессмысленная трата .

На мой взгляд, самое разумное, для начинающих учиться предоставить самый необходимый минимум предметов или курсов. И, только лишь после первой серьезной практики, — дать обучающимся возможность выбора. Такой рациональный подход применяется в США, где считается, что обязательную школьную программу можно ограничить умением считать и писать. А если ученик желает знать больше и потом поступить в колледж — пусть учится сам, часто за дополнительную плату.

При желании, такой подход можно легко сочетать и с рыночной экономикой и потребностями государства и корпораций в специалистах.

, ,